«CTO Expo»: набирая обороты

«CTO Expo»: набирая обороты

05.06.2024 - 20:26
Приблизительное время чтения: 13 минуты. Интересно, но нет времени читать?
В этом году выставка «CTO Expo» проходила в «Крокус Экспо» второй раз. Проект уверенно набирает популярность, расширяя свои площади и насыщенность.

Статистика мероприятия еще не подведена, но уже сейчас можно с уверенностью сказать, что оно превзошло свои показатели годовой давности. Это было видно просто по увеличившемуся наполнению зала экспозицией, по расширившемуся списку участников, по явно большему числу посетителей. Все дни работы выставки поток людей не сокращался и, скорее, даже увеличивался ближе к финалу, когда слава о происходящем на ней еще сильнее разошлась по профессиональному сообществу и многие заторопились прикоснуться к действу, боясь его пропустить.

Уже постфактум анализируя «CTO Expo» можно сказать, что успеху проекта способствовало три ключевых фактора. Во-первых, это, конечно же, собственно экспозиция, как основная движущая сила и мощный магнит, притягивающий профессионалов отрасли не только из Москвы и ближайших областей, но и со всей России. И даже ближайших стран – в беседах с посетителя нам это стало ясно очень быстро. Во-вторых, огромное внимание к себе приковывала насыщенная деловая программа всех четырех дней. И третьим, несомненным, драйвером, можно сказать, суперфорсажем, является синергия совместных проектов – в одно время с «CTO Expo» в соседних павильонах «Крокус Экспо» проходило еще три специализированных автотранспортных форума «CTT Expo», «Logistica Expo» (премьера 2024 года) и «COMvex», посвященных соответственно строительной технике и технологиям, логистической отрасли и коммерческому транспорту.   

Восточный ветер

Собственно на третий год новой экономической реальности, обусловленной глобальными геополитическими процессами рыночная ситуация в сегменте послепродажного обслуживания и ремонта ни у кого уже не вызывает удивления. Она хорошо всем понятна и очевидна. Европейские, американские, японские и отчасти корейские компании покинули нашу страну, поэтому их продукция приезжает к нам в очень скромных объемах, нерегулярно и часто – в далеко не всегда адаптированном для локальных условий виде.

И мы еще молчим об откровенных подделках, наводнивших рынок в виду отсутствия контроля со стороны правообладателей. Этот аспект, кстати, в последнее время куда больше значительно увеличившейся стоимости снижает к ней интерес со стороны потенциальных потребителей. Действительно, мало кто захочет отдать значительную сумму за деталь или узел, а потом еще и получить контрафакт, моментально приходящий в негодность и грозящий нанести автомобилю еще больший вред.

Поэтому рынок сейчас делают новые бренды.

Новые бренды – СТМ (собственные торговые марки) отечественных структур (нередко завуалированные и весьма сомнительные), немногочисленные «южнокорейцы» (они, конечно не новые, но в последнее время очень серьезно расширили ассортимент, представ перед клиентами в новом качестве; мы говорим, о тех компаниях, которые реально имеют в своем распоряжении производственные мощности) и естественно новые бренды из Турции и Китая.

Называя последних новыми, мы, безусловно, имеем ввиду их новизну для российского потребителя. У себя на рынке это давно и хорошо известные имена, имена уважаемые и авторитетные в профессиональной сфере. Давайте и мы с ними познакомимся.

Сразу несколько турецких оптовиков решили прийти в Россию. Caglayanlar Automotive ведет свою деятельность уже более полувека и имеет широкую филиальную сеть по всей стране. Компания официально представляет в Турции такие известные бренды, как NSK, TIMKEN, GATES, TOYOPOWER, OPTIBELT, TSUBAKI, FREUDENBERG и DICHTOMATIC. Кроме того у нее есть собственный завод по производству антифриза (торговая марка WASSERFALL) и фабрика по изготовлению натяжителей ремней (бренды  ATLAS и ECOPARTS). Продукция этих предприятий потребляется не только на внутреннем рынке, но и экспортируется на Ближний Восток.

В свою очередь Nipar Otomotiv работает уже более 30 лет и занимается импортом и экспортом оригинальных автозапчастей и продукции вторичного рынка в более чем 25 стран. В портфеле компании следующие бренды: Fiat, Ford, Renault Group, PSA Group, VAG, Opel/Vauxhall, Сhevrolet, FCA Group, Iveco, KIA, Hyundai, SACHS, Bosch, SCHEFFLER, Lemforder, Bilstein, Skf, Snr, Dayco, Gates, Contitech, Garrett, Hi-Q, Mann, Filtron, Purflux, Valeo, LUK, Trw, Sachs и проч.

Означает ли интерес этих компаний к российскому рынку то, что они готовы продавать запчасти указанных брендов и в нашей стране? Дать утвердительный ответ сложно. Прекрасно понимая реалии и вероятные последствия, представители оптовиков весьма уклончиво и обтекаемо рассказывают о своих намерениях и возможностях. Впрочем, если они выходят, значит им явно есть, что предложить. Вот только под каким соусом все это будет транслироваться профессиональному сообществу пока не ясно.

С чистыми производителями ситуация гораздо прозрачнее. Взять, например, FERRA FILTRE. У них собственный завод – завод огромный, площадью порядка 40 тыс. кв. м (сами посчитайте, сколько это футбольных полей). Его производственные мощности позволяют выпускать в год более 15 млн ед. продукции – все типы автомобильных фильтров: масляные, топливные, воздушные, салонные, воздушные осушители и гидравлические фильтры для легковых и грузовых автомобилей, тяжелых транспортных средств и автобусов, а так же промышленного применения. В общей сложности порядка 5 000 SKU.

Но не столько само производство, сколько широкие возможности реинжиниринга, о котором представители компании говорят вполне открыто, выделяет FERRA FILTRE в ряду коллег. Турки не стесняются, они напрямую приглашают российских заказчиков – предоставьте нам любые образцы, а мы моментально изготовим из них серийные продукты. Будь это хоть очень сложный оригинал премиального немецкого автобренда, хоть витиеватая конструкция, применяемая на спецтехнике – они воспроизведут и масштабируют все что угодно (по их словам), только обеспечьте объем и перспективы.   

 

Декларация, конечно же, довольно смелая, но в существующих условиях – это реальное спасение, позволяющее весьма бюджетно и в сжатые сроки закрыть дефицитные позиции. Тем более что отечественные производители фильтров, видимо решив, что они остались на рынке одни и конкуренция им больше не грозит, как-то совершенно негуманно взвинтили цены. Даже на самые простые изделия.

С одной стороны их можно понять – фильтроматериалы тоже ощутимо подорожали, а некоторые производители работают с Россией теперь только через буферных посредников, но и потребители богаче не стали. Поэтому необходим компромисс. В этой связи партнер по реинжинирингу с широким функционалом – очень хороший выход из положения.

Так же как и откровенные «упаковщики», которых среди турецких компаний немало. Один из крупнейших – ABSEL. Начавшись как частная семейная автомастерская 30 лет назад, довольно быстро компания выросла до серьезного дистрибьютора, бизнес которого диверсифицирован по нескольким направлениям. Помимо собственно продажи автозапчастей ABSEL зачем-то занялась ивент-менеджментом в автомобильной индустрии. Кроме того у нее есть франшизная сеть СТО и официальное дилерство нескольких премиальных европейских и азиатских марок.

Штаб-квартира производственного сектора не так давно переехала в ОАЭ, хотя координационный центр располагается в Стамбуле (причем изначально компания родом с Кипра), а вот где находятся заводы – неизвестно. По всей видимости, в Китае иначе сложно было бы объяснить такую удивительную широту ассортимента, включающего слишком разношерстные товарные группы: аккумуляторы и фильтры, лампы и амортизаторы с пневмобаллонами, тормозные системы и свечи зажигания, детали подвески и помпы, а так же ролики, натяжители, комплекты ГРМ, пружины, технические жидкости и кое-какую аксессуарку.

Согласитесь, чтобы все это богатство выпускать нужно как минимум с десяток фабрик, причем фабрик узкоспециализированных. Содержать их трудно даже самым матерым лидерам отрасли с насчитывающей десятилетия историей и многомиллионными банковскими счетами. А тут кипрская автомастерская вдруг стала выпускать все подряд. Нет, такого не бывает.

Но в принципе это и не страшно. Пусть «упаковывают» чужое. Главное же качество, а кто его на самом деле производит – дело второе. Надо чтобы оно просто было и рядом находилось ответственное лицо, которому в случае чего можно было предъявить претензии. В случае с ABSEL, похоже, есть и одно и другое.

С компанией INTERA такую определенность обнаружить сложно. Компания то ли турецкая с русскими корнями, то ли российская с турецкими. Предлагает три товарных линейки: радиаторы, смазочные материалы и сцепления под индивидуальными торговыми марками и целую россыпь всего-всего-всего под одной четвертой. Как водится со словами о размещении производства в Китае, Турции, России и даже Италии с Кореей (так и говорят – Корея, какая именно из них не уточняется).

Что ж, тоже спорить не будем – имеют право, тем более что и за сцеплениями и за радиаторами стоят конкретные турецкие заводы, сотрудничающие с многими заказчиками. Турция, не будем забывать – это действительно одна из мировых кузниц автопрома, где очень много производителей автокомпонентов, которые изготавливают продукцию под брендами своих партнеров. Значительная часть этих партнеров – компании с мировым именем. А вот собственно производители для многих неизвестны.

Точнее, были неизвестны до сей поры. На «СТО Ехро» завесу тайны, например, приоткрыла KRML Gorkem Otomotiv, специализирующаяся на тросовых системах. Именно эта турецкая компания выпускает тросики газа, открывания двери, коробки передач, открывания перчаточного ящика, привода капота, кабины, остановки двигателя и проч. для огромного количества OE и IAM заказчиков. В числе ее партнеров MERCEDES, MAN, SCANIA, VOLVO,RENAULT.

Компания ROTA фокусируется на деталях рулевого управления, компонентах подвески, гидравлике и штампованных деталях для грузовых автомобилей, сельскохозяйственных машин, строительной техники и т. д. У нее 2 завода в Турции и офисы продаж в обеих Америках – в США и Бразилии.

Не распыляется на непрофильные линейки и TEKNOROT. Конек компании – рулевое управление и подвеска. Более 14 000 наименований деталей: шаровые опоры, рулевые тяги и наконечники, рычаги различных типов и назначения, стабилизаторы и резиново-металлические изделия, выпускаемые впечатляющими объемами – около 3,2 млн ед. в месяц.

Не случайно компания вошла в Топ-500 крупнейших промышленных предприятий Турции и уже несколько лет является одним из важнейших для мирового автомобилестроения конвейерных поставщиков.

Китай так же не подкачал высоким профессионализмом и отличным качеством. Входящая в число крупнейших производителей из Поднебесной, компания SORL, показала свою новую товарную группу – осевые агрегаты. Она включает оси с тормозной системой барабанного и дискового типа. Обе конструкции оборудованы собственной ABS. Кроме того всем гостям стенда предоставлялась возможность познакомиться с работой двух новых электронных систем безопасности: системой 360°AVM (Around View Monitor/«Монитор с круговым обзором») и системой DMS (Driver Monitor System/«Система мониторинга водителя»).



Так же экспозиция стенда включала образцы новых компонентов SORL для спецтехники и расходников для грузовых автомобилей китайского производства. Всего в ассортименте производителя свыше 5000 артикулов запасных частей для наиболее популярных в нашей стране марок и моделей автомобилей: Volvo, Scania, MAN, Mercedes, Iveco, DAF, Renault, МАЗ, КАМАZ, ГАЗ и др.

Отечество родное и братское

Российская экспозиция естественно была самой насыщенной. Львиная ее доля это, конечно же, разнообразная продукция всевозможных «упаковщиков», размещающих заказы на китайских, вьетнамских и проч. заводах в Азии. Но среди них были и настоящие производственники, в том числе и из братской Беларуси, представившие свои новинки.

Так компания Fenox продолжает успешно осваивать импортозамещение. Ее самое свежее достижение – электрогидроцилиндр механизма подъема кабины КАМАЗа К5. Узел получил одобрение автомобилестроителя и прошел омологацию. Теперь он поставляется на конвейер и доступен на вторичном рынке. Фирменная черта продукции Fenox – применение высококачественных и многократно проверенных уплотнителей и предохранительных клапанов «шарикового» типа, которые минимизируют риск самопроизвольного опрокидывания кабины.

Кроме того на стенде были представлены новинки расширяющейся «китайской» программы компании, включающей запчасти для грузовиков Sitrak, Howo, Shacman, Faw, Foton.

Свое импортозамещение продвигают и челябинцы из «Тим Групп». Не так давно они начали производить под торговой маркой MANTOR топливные форсунки для дизельных двигателей с системой Common Rail. Правда, импортозамещение частичное. В России делаются только корпусы форсунок, гайки распылителей и электромагнитов. А вот функциональные части – клапаны, распылители и сами электромагниты заказываются в Китае.

Финальная сборка комплектующих и последующая настройка готовых форсунок выполняется собственными силами в Челябинске. На данный момент в арсенале производителя 26 видов форсунок для двигателей КАМАЗ, Cummins, Weichai и ЯМЗ для автомобилей таких марок, как КАМАЗ, МАЗ, Shacman, Sitrak, Howo, Dongfeng, Hyundai, MAN, Higer, ПАЗ, НЕФАЗ и др. В 2023 году «Тим Групп» выпустила и продала более 15 000 форсунок. На 2024 г. планы куда грандиознее – компания собирается преодолеть планку в 50 тыс. шт.

Свои новинки, но уже в сегменте гаражного оборудования продемонстрировала тульская компания «Технокар». Летом стартуют продажи новой линейки – стендов калибровки систем ADAS. Она включает 7 моделей от базового ADAS RADAR 3 IN 1 до максимально продвинутого ADAS PRO+ Premium.

Благодаря такой дифференциации специалист автосервисной мастерской в зависимости от потребности может  выбрать себе оборудования совершенного любого – наиболее ему подходящего – уровня. Есть и начального – оно состоит из основной калибровочной рамы (с поперечиной), колесного захвата, держателя мишени, дальномера, измерительной стойки, калибровочной мишени (стандартная конфигурация с VW LDW мишенью; другие мишени имеют различные конфигурации в различных комбинациях и приобретаются отдельно). И премиального – с комплектом поперечной балки (включая 2 дальномера), лазерным дальномером, центральным лазером, комплектом держателя мишени и самой мишенью системы предупреждения о сходе с полосы, измерительной стойкой и полным комплектом мишеней всех основных автопроизводителей, включая радиолокационные мишени. Кроме того, в комплект поставки входит диагностический прибор iSmartLink 801.

Разговор по делу

Деловая программа «CTO Expo» – это отдельный яркий фокус мероприятия, как уже было сказано, в течение всех дней выставки, притягивавший к себе посетителей, участников и гостей. Затронутые темы не могли оставить равнодушным. Ведь в ходе дискуссий и докладов сразу на 2 площадках обсуждались наиболее актуальные темы отрасли послепродажного обслуживания и ремонта автотехники.

Первая из них – Industry Talks имела более прикладной с точки зрения ведения бизнеса характер. На ней обсуждались тенденции кузовного ремонта и новые технологии, а так же способы привлечения клиентов. Для владельцев автосервисов FITLAB провел тренинг по развитию внутреннего HR бренда и на практической сессии познакомил с методикой подготовки и внедрения плана индивидуальной работы с сотрудником под эгидой календаря корпоративной культуры.

Кроме того довольно подробно рассматривалиcm психологические аспекты управления персоналом, составления индивидуальных мотивационных карт, проведения обучения и развития сотрудников в русле удовлетворения стоящих перед компанией целей и задач. 

Отдельные сессии Industry Talks посвящались цифровым инструментам управления, онлайн-сервисам для работы с запчастями и оптимизации шинного бизнеса, автоматизации бизнес-процессов и складских операций. Объяснялись наиболее эффективные приемы борьбы с неликвидом.

На второй площадке – CTO Forum отрасль рассматривалась в целом с глобальных позиций. Авторитетные эксперты анализировали рынок, делились прогнозами, ставя в центр внимания эволюционные процессы в разрезе различных клиентских групп. Так ассоциация РАСТО обратилась к теме системной поддержки СТО и перспектив развития отечественной производственной базы автокомпонентов и гаражного оборудования. Сегодня в ней как никогда остро нуждается отрасль и открытие новых предприятий, повышение производительности уже существующих – один из самых злободневных аспектов текущей повестки.

Маркетплейсы – другой маркер сегодняшних реалий. Маркер не вполне однозначный, поскольку помимо однозначной пользы, формирует еще и множество спорных моментов, в числе которых безнаказанное распространение контрафактной продукции, отсутствие адекватных механизмов контроля качества и подбора. Эта тема так же была поднята ассоциацией, попытавшейся провести объективный сравнительный анализ маркетплейсов и дать им достойную оценку, как явлению уже ставшему полноправным участников современного рынка.

Торгово-закупочный союз Groupauto в свою очередь собрал собственников и руководителей автосервисов, чтобы те поделились своим опытом в ведении бизнеса – рассказали о применяемых инструментах и выбранных моделях, позволяющих добиться максимальной эффективности. Этот диалог собрал практиков со всей России. В нем приняли участие профи из крупных и небольших городов: Москвы и Казани, Сергиева-Посада и Вологды, Ярославля и Йошкар-Олы и т. д.

Отдельно хочется отметить, что во время чуть ли не каждой сессии обязательно поднимался вопрос обслуживания китайских автомобилей. Пока для российских специалистов они все-таки Terra incognita на которую они ступают с опаской и недоверием.

Существующие предубеждения поспешили развеять представители федеральной сети мультибрендовых автосервисов Caready. Это совсем молодая структура, образовавшаяся весной 2024 года, но уже получившая представленность в Москве, Иркутске, Барнауле, Оренбурге, Дзержинске, Владимире и Ачинске. Сетка фокусируется на автотранспортных средствах из Поднебесной и предлагает целый ряд уникальных для сегмента независимых СТО сервисов, посредством которых надеется завоевать лояльность потенциальных клиентов. Среди этих сервисов продленная гарантия, покрывающая ремонт автомобилей, в том числе двигателя и КПП и собственный бренд запчастей, облегчающий и ускоряющий доступ участников сети к необходимым деталям.

Вот таким мы увидели второе издание «СТО Ехро», оставившее приятное послевкусие настоящего профессионального праздника.


Посмотрите похожие материалы: