В этом году московская весна впервые ознаменовалась проведением выставки в сегменте послепродажного обслуживания и сервиса автомобильной техники: премьера CTO Expo состоялась на площадке МВЦ «Крокус Экспо».
Зачем и почему
Казалось бы, парадокс: рынок переживает одну из самых серьезных турбулентностей за всю свою историю, чуть ли не схлопывается, покидаемый ведущими мировыми компаниями – производителями автозапчастей, смазочных материалов и технических жидкостей, аксессуаров, расходных материалов, гаражного и диагностического оборудования и прочей продукции для нужд послепродажного обслуживания автотехники, а на повестке возникает новая выставка. Многим потребителям данной продукции даже внутри отрасли такой внезапный поворот может показаться очень нелогичным. Но нелогично и парадоксально появление новой выставки в таких условиях только на первый взгляд.
На самом деле в этом году CTT Expo – проект, хорошо известный в специализированных кругах, совместно с которым, собственно, и проводится CTO Expo, – бьет рекорды экспозиции и участия. Шутка ли сказать: более 95 000 кв. м выставочной площади, свыше 1100 участников из 14 стран мира, порядка 1000 единиц представленной техники. И это в тот момент, когда из России ушли практически все европейские, американские и японские производители спецтехники, строительных машин, коммерческого транспорта и легковых автомобилей. Как такое может быть, спросите вы. «Элементарно, Ватсон», – ответил бы хорошо всем известный, авторитетный персонаж, владеющий удивительным даром дедукции.
Не зря же народная мудрость гласит: свято место пусто не бывает. В освободившиеся после ухода десятков компаний ниши спешно хлынули альтернативные поставщики из не затронутых санкциями стран. Это движение (главным образом теперь с востока на запад, а не наоборот, как прежде) приняло огромный масштаб, и, хотя вожделенного многими массового импортозамещения не получилось (стоит ли этому удивляться?), рынок, тем не менее, устоял. В сжатые сроки он насытился востребованной продукцией, утолив отраслевой голод и избавившись от острейшего дефицита.
Закономерным следствием фундаментальных тектонических процессов диверсификации логистических цепочек стала возникшая у новых игроков необходимость громко заявить о себе профессиональному сообществу. Выставка для этого, согласитесь, один из лучших способов.
Четкий сигнал бурно реформирующейся индустрии своевременно уловили ребята из «Сигма Экспо Груп» (экс «Мессе Мюнхен Рус») – организаторы CTT Expo, принявшие решение дополнить флагманский проект чрезвычайно актуальным содержанием, выделенным в отдельное событие. Таким событием как раз и стала CTO Expo. В итоге премьерная выставка оказалась и местом премьеры значительного числа брендов, прежде на российском рынке не присутствовавших, а также новой точкой притяжения профессионалов отрасли послепродажного обслуживания и ремонта автотехники.
Давайте-ка вместе пройдемся по павильону и заглянем на конференц-площадку Industry Talks, где все дни работы CTO Expo не утихали дискуссии о текущей ситуации и перспективах нашего многогранного и такого сложного бизнеса.
Новинки
Новинок на выставке представлено было очень много. Особенно расстарались масленщики, собирающиеся, похоже, в буквальном смысле слова залить рынок альтернативной продукцией после весьма болезненного для него ухода «Большой тройки» и прочих западных брендов.
В частности, липецкий производитель моторных масел Forsage активно знакомил посетителей с линейкой своей продукции, включающей более 70 наименований автомобильных и индустриальных масел, технических жидкостей и смазок, но главное – с новинкой: моторным маслом Forsage Motor Force Supreme.
Это синтетическое моторное масло современной генерации ориентировано на бензиновые и дизельные двигатели, оснащенные системами снижения токсичности отработавших газов DPF (сажевыми фильтрами), а также TWC (трехкомпонентными каталитическими нейтрализаторами). Forsage Motor Force Supreme соответствует требованиям спецификации API SP/CF и ACEA С2, СЗ и самым современным стандартам, применяемым в автомобилестроении. В числе его преимуществ повышенные моющие и диспергирующие свойства, способность к сохранению высоких характеристик на протяжении всего срока службы, защите двигателя, продлению срока службы систем доочистки выхлопных газов.
«Авто-Химическая компания» представляла ассортимент смазочных материалов из Германии под брендом EUROLUB. Например, синтетическое моторное масло EUROLUB SUPERTEC 5W-20 создано для бензиновых двигателей Ecoboost, устанавливаемых на современных автомобилях марки FORD, которая хоть и ушла с нашего рынка, но оставила за собой действительно огромный парк эксплуатируемой техники самых разных форматов: от малолитражек до легкого комтранса. Это же моторное масло подходит двигателям с рекомендацией АСЕА С5 и API SN.
А синтетическое масло EUROLUB MOTOR VO 0W-30 разрабатывалось для применения в современных двигателях Volvo и агрегатах с рекомендациями АСЕА А5/В5, API SL. В свою очередь, масло EUROLUB SUPER ECO 0W-20 ориентировано уже не только не бензиновые, но и на дизельные двигатели, оснащенные системами нейтрализации отработавших газов. Его рекомендуется использовать в моторах с увеличенным межсервисным интервалом, агрегатах с турбонаддувом и без оного.
Есть у EUROLUB и трансмиссионная жидкость: DOPPELKUPPLUNGSFLUID. Знающие немецкий язык специалисты без особого труда поймут, что этот продукт предназначается для автоматизированных коробок передач с двойным сцеплением, так называемых «роботов».
Посетители CTO Expo смогли познакомиться с номенклатурой масел и смазочных материалов HYUNDAI ХТееr. Это собственный бренд южнокорейских специалистов по нефтепереработке Hyundai Oilbank, входящих в транснациональный концерн Hyundai Heavy Industries. Ассортимент содержит гидравлические масла (универсальные противоизносные XTeer R&O, высоковязкие ХТееr HVI и специализированные ХТееr AW), турбинные масла (ХТееr Turbine Oil), редукторные масла (ХТееr IGO), компрессорные масла (ХТееr СОМР-Р), трансформаторные масла (ХТееr Trans IECI и ХТееr Trans IECU), а также XТееr WAY (специальные масла для смазки направляющих станков) и масло ХТееr Tractor Oil, предназначенное для коробок передач, мостов, бортовых редукторов и тормозов сельскохозяйственной и промышленной автотехники.
Есть в линейке и промывка ХТееr Machine Oil – универсальный продукт для широкого применения. И многоцелевые смазки ХТееr Grease.
Компания «Гидроремсервис» взялась за продвижение линейки масла собственного производства под маркой TOR. В нее входят премиальные продукты: моторные, трансмиссионные и гидравлические масла, соответствующие передовым мировым стандартам.
Но не маслом единым жив автосервис. Для успешного функционирования ему необходима и другая продукция. Компания «Тим Групп» представила на суд посетителей CTO Expo дизельные топливные инжекторы системы Common Rail, выпускаемые под собственной торговой маркой MANTOR в городе Челябинск. Эта линейка покрывает самые популярные модели грузовых автомобилей и спецтехники, включая форсунки для двигателей КАМАЗ, ЯМЗ, Cummins, WP10, WP12, WP13, Shacman, Howo, FAW, DongFeng, Sitrak, Hyundai, Komatsu и проч. – в общей сложности 16 видов форсунок. Кроме того, компания предлагает распылители и клапаны для ремонта топливных форсунок Common Rail, а также штуцеры для установки инжекторов в топливную систему.
Вся номенклатура MANTOR изготавливается на европейском оборудовании с использованием комплектующих лучших китайских и немецких компаний. Корпуса локализованы на российских предприятиях.
Компания МТС, являющаяся дистрибьютором фирмы STAL, показала фильтрующие элементы для грузового транспорта, дорожно-строительных и сельскохозяйственных машин. Ассортиментный перечень включает фильтры для техники марок БелАЗ, John Deere, IVECO, MAN, MAZ, Skania, DAF, Volvo, CAT, XCMG, SDLG, Doosan, JCB, KOMATSU, Bobcat, Howo и прочих. Всего свыше 2200 моделей фильтров различного предназначения, прошедших сертификацию и имеющих сертификат соответствия по ГОСТу: воздушных, гидравлических, масляных и салонных.
Компания NAK International, выполняющая функции российского представительства тайваньского производителя уплотнений NAK Sealing Technologies Corporation, представила линейку продукции и новинки бренда. Среди них были армированные манжеты в кассетном исполнении, сальники для использования в рулевых рейках, амортизаторах, насосах, ступичных узлах, а также пыльники для шрусов и рулевых реек.
«СтальИнтекс Трейд» на своем стенде продемонстрировала технические возможности металлообработки, включающей такие операции, как лазерная резка, гибка листового проката, продольно-поперечная резка, обработка давлением, ленточнопильная резка, роботизированная сварка, производство стальной полосы. Компания входит в десятку крупнейших предприятий России, занимающихся металлообработкой и продажей металлических изделий, в том числе ряда стальных деталей и запасных частей для выпуска машин и механизмов.
Синергия соорганизации
Соорганизатором CTO Expo выступила мощнейшая структура «GROUPAUTO Россия» – торгово-закупочный союз, объединивший лидирующих российских дистрибьюторов запасных частей, материалов и услуг в сфере послегарантийного обслуживания автомобилей. Компетенции группы, усиленные международным опытом, послужили хорошим стимулом для создания на выставке атмосферы плодотворного сотрудничества и кропотливой работы. Ее проекты, неоднократно подтвердившие свою состоятельность, привлекли внимание большого числа посетителей, проявивших самый искренний и неподдельный интерес к транслируемой рынку от лица группы концепции.
Это и образовательный проект «Академия», и партнерская сеть СТО «Заботливый сервис», и система оценки и повышения лояльности клиентов My Team, и конкурс СТО, и множество других не только интересных, но и крайне полезных игрокам рынка новаторских решений.
Их глобальный смысл, в общем-то, понятен и вполне закономерен. В любой ситуации, и тем более такой непростой, как сейчас, с проблемами проще и удобнее справляться вместе. Именно объединение – профессиональное, специализированное, маркетинговое и проч. – на различных уровнях отраслевой иерархии «GROUPAUTO Россия» и предлагает сегодня (как и прежде) участникам рынка. Причем объединение при условии строжайшего соблюдения паритетов каждого из примкнувших к сообществу субъектов.
В этом объединении производители и поставщики смогут получить новые каналы сбыта, дистрибьюторы и дилеры – новых клиентов, а СТО и автомастерские – новых потребителей своих услуг. Таким образом, сформировавшееся под эгидой единых целей и задач бизнес-сообщество способно значительно повысить эффективность деятельности каждой из входящих в его состав единиц, увеличить заработок и прибыльность своих членов.
Не зря же такие компании с мировым именем, как HELLA, МАЛЕ РУС, Airline, JIKIU, JP group, VALEO, ReinWELL, SPEEDMATE, HL Mando, FEBEST, NSP, LYNXgroup, BARDAHL, CTM GANZ, Standard Springs, ORIS, ARNEZI, PARTRA, присоединились к «GROUPAUTO Россия» и выступили монолитным фронтом на коллективной экспозиции группы во время выставки.
Разговоры за отрасль
На площадке Industry Talks, как уже было сказано, все дни работы выставки велись оживленные дискуссии о судьбах отечественного автосервисного бизнеса. Тематически они были объединены в несколько блоков и дифференцированы по составу участников.
Стартовала деловая программа с интерактивной сессии поставщиков Jop Shop, в ходе которой обсуждались способы повышения уровня удовлетворенности клиентов и расширения многообразия применяемых технологий, автокомпонентов и оборудования. Организатором сессии выступила Национальная ассоциация производителей автомобильных компонентов, НАПАК, в партнерстве с Автомобильным кластером «Автопром Северо-Запад».
Параллельно проходила стратегическая сессия «Новые вызовы и успехи индустрии послепродажных сервисов». Ее поддержали такие авторитетные организации, как ассоциация «НАПТО», Центр технической экспертизы ФГУП «НАМИ», Фонд развития промышленности, спикеры от которых не только осветили актуальное состояние отрасли автотехобслуживания, но и спрогнозировали варианты ее развития. Их прогнозы имели под собой очень прочную основу и отталкивались от актуальных, а также перспективных мер государственной поддержки автосервисной отрасли, налаживаемого сотрудничества в области поставок автозапчастей и комплектующих из стран СНГ, внедрения новых механизмов борьбы с контрафактом в условиях параллельного импорта, а также целого ряда прочих факторов, оказывающих самое непосредственное влияние на бизнес.
Эстафету у аналитики приняли конкретные решения и практики. Совет по профессиональным квалификациям в автомобилестроении (СПКА) совместно с ассоциациями РОАД и РАСТО подготовил панельную дискуссию «Развитие системы подготовки кадров в автомобильной отрасли. Комплексный подход и лучшие практики». Участники дискуссии узнали о национальной системе профессиональных квалификаций и конкретно о системе профессиональных квалификаций в автомобилестроении в версии 2023 года. Им представили результаты мониторинга рынка труда и стратегию кадрового обеспечения отрасли вплоть до 2035 года; подсказали, в каком направлении в настоящее время идет трансформация отраслевой системы подготовки кадров.
Кроме того, ассоциация РАСТО и ее партнеры подготовили сессию «Два года работы производителей автокомпонентов и оборудования для СТОА в условиях санкций». Своим опытом поделились представители компаний «CTR Рус», «СПВ Проджект», MAHLE RUS, AUTO3N и FENOX.
Еще одну сессию, посвященную работе с персоналом, представил Инжиниринговый центр «СМАРТ». Его специалисты провели мастер-класс «Мобильная учебная лаборатория для автосервисов», продемонстрировав процесс обучения автомехаников и автоэлектриков. Все желающие из числа посетителей могли принять участие в практических мини-турнирах.
На конференции «Развивай СТО осознанно» представители компании «Автомаркетолог» поделились тенденциями развития российского автопарка. Коллеги из компании Jaky – секретами увеличения конверсии маркетинговой воронки автосервиса. А бизнес-тренер Константин Палфинов призвал автосервисы серьезно задуматься над своим будущим уже сейчас. Почву для размышлений им подкинули эксперты компании «Индекс», обрисовавшие состояние рынка автозапчастей для коммерческого транспорта.
Не осталось в стороне от непосредственного живого общения с профессионалами отрасли и наше издание. В рамках конференц-площадки Industyr Talks был проведен первый этап международной премии «Мировые автомобильные компоненты» (МАК-2023). Ее финальные результаты по традиции будут оглашены осенью этого года.
Помимо упомянутых сессий, докладов и конференций были еще и другие, о которых в силу физических ограничений размеров публикации мы, к сожалению, не имеем возможности упомянуть. Но не сомневайтесь, они заслуживали не меньшего внимания, поскольку также были посвящены максимально актуальной проблематике послепродажного обслуживания автотехники. Вот так, в обстановке тесного, продуктивного общения и увлекательных демонстраций, прошла премьерная CTO Expo – новая звездочка на небосклоне отраслевых выставок.