Конец прошлого года ознаменовался важным и очень неприятным событием – компания Bosch заявила о прекращении обновлений своих диагностических приборов. Этот, казалось бы, совершенно частный эпизод из жизни одной-единственной компании, крайне негативным эхом отразился на состоянии дел во всей сфере ТО и ремонта в целом. А учитывая, что прежде поддержку диагностики прекратило подавляющее большинство автопроизводителей, перед профессионалами отрасли и автолюбителями встает серьезный вопрос: что же будет с диагностикой в дальнейшем? Ответить на него мы постараемся в данной публикации.
Все пропало?
Что и говорить, сканеры, мотор-тестеры и проч. электронные приборы Bosch были одними из самых популярных и распространенных на рынке. Не только в среде независимых СТО, но и у официальных дилеров (часто использовались для работы с подержанными машинами). Конечно же, существовала огромная масса и других устройств, начиная от узкоспециализированных, таких как, например, «Вася диагност», и заканчивая мультимарочными Autel, Carman Scan, Gutmann, Launch, Texa и проч. Однако инцидент с оборудованием Bosch очень наглядно продемонстрировал всю ненадежность и, если хотите, даже хрупкость современной системы диагностики в том виде, в котором она реализовывалась в России.
Так, буквально по одному щелчку пальцев, находящееся в использовании авторемонтными организациями нашей страны диагностическое оборудование – и, надо сказать, очень дорогостоящее оборудование – по истечении срока действия обновления/лицензии может одномоментно превратиться, как в хорошо известной сказке, «в тыкву», оказавшись совершенно бесполезным. Им даже гвозди невозможно забивать – корпуса преимущественно пластмассовые – и мультики смотреть – экранчики слишком маленькие (а некоторые вообще без экранчиков – просто донглы).
И касается это не только приборов Bosch. Как уже было сказано выше, прежде в течение 2022 г. прекратили поддержку своих диагностических устройств почти все автомобилестроители – постепенно, шаг за шагом, один за другим. Кроме того, российским пользователям теперь недоступны обновления независимых мультимарочных приборов европейских и американских производителей. Китайские пока не делают радикальных заявлений и не объявляют о прекращении работы на российском рынке, однако эта ситуация довольно хлипкая и может в любой момент разрешиться далеко не в нашу пользу, поскольку вторичные санкции никто не отменял. Да, их пока практически не применяют, но если события примут еще более серьезный оборот, за карательными мерами дело не встанет. И сомнений в том, кого тогда выберут фирмы из КНР, быть не должно. Песни про «русский с китайцем братья навек», безусловно, услаждают слух, но питать иллюзий в бизнесе не стоит. Естественно, для компаний из Поднебесной гораздо предпочтительнее более богатые европейский и североамериканский рынки, на которых они очень хорошо представлены и год за годом укрепляют свое влияние. Ради России, естественно, никто ставить крест на проделанной работе и прекрасных перспективах не будет. Поэтому поддержка также может прекратиться в любой момент.
К тому же надо понимать, что, скажем так, восточные сканеры – и это объективный факт, известный всем компетентным диагностам, – весьма посредственно покрывают европейские модели и версии автотранспортных средств. И коммерческих, и личных. Собственно, именно поэтому каждый уважающий себя профессиональный диагност имел как минимум два прибора, один из которых был условно «азиатским», а другой «европейским».
Так что, даже оставаясь полнофункциональными с регулярными обновлениями, сканеры из Китая, Южной Кореи и т.д., к сожалению, весьма ограничены в своих возможностях и способны выручить далеко не каждую СТО.
Еще есть так называемые «клоны» дилерских приборов. История с ними ничуть не поменялась. Это по-прежнему довольно тугое и весьма сомнительное оборудование, вызывающее огромную массу вопросов и нареканий. Причем, что самое интересное, как они были вне закона последние несколько лет, когда в нашей стране всерьез взялись за охрану авторских прав производителей и владельцев товарных знаков, так они вне закона и остаются, даже несмотря на разрешение параллельного импорта. Суды продолжаются, новые дела заводятся.
Связываться с «клонами» – занятие чрезвычайно рискованное, поскольку можно не только впустую потратить деньги (не очень большие, но и не копейки) на приобретение, но, что гораздо страшнее, критично повредить машину клиента. И вот тут уже начнутся действительно большие проблемы, поскольку восстановить ее без реального, а не фейкового допуска к серверам автомобилестроителей будет невозможно.
Варианты, варианты…
Что же, все так плохо и диагностика в нашей стране отживает свои последние дни? Отнюдь. Ну, во-первых, еще есть некоторый запас по времени, пока действуют свежие обновления/лицензии. Кто знает, может, за этот срок все наладится и вернется на круги своя? Надежда-то, как известно, умирает последней. Хотя сидеть и ждать у моря погоды, уповая на нормализацию ситуации, настоящему профессионалу и предпринимателю негоже. Хорошо, если и правда восстановится пострадавший статус-кво. А если нет?
Во-вторых, не все диагностические приборы по окончании обновления/лицензии перестанут работать. Например, на оборудовании Texa и Autel при отсутствии очередного обновления программное обеспечение не блокируется и приборы продолжают функционировать. Конечно же, в ограниченном режиме: весь онлайн, включая программирование, кодировку блоков управления и т.д., вы потеряете. Не появятся и новые функции, опции, модели, версии, комплектации и проч. – а они вам по большому счету и не нужны, потому что на российском рынке они в ближайшее время вряд ли появятся. А если и появятся (по серым каналам), то в настолько ограниченных объемах, что утруждаться ради них, идя на всевозможные ухищрения, нет никакой экономической целесообразности. Можно спокойно продолжать довольствоваться существующим функционалом, подходящим для актуального и, что немаловажно, массового российского автопарка.
Как рекомендация экспертов – на всякий случай сделайте резервную копию. Это несложно. Инструкции найти нетрудно. Если произойдет что-то непредвиденное, она позволит быстро восстановить работоспособность установленного программного обеспечения.
В-третьих, это диагностика pass thru, которая в нашей стране практически всегда, говоря современным языком, находилась в режиме санкционных ограничений, поскольку исторически очень малая доля автопроизводителей обеспечивала доступ к своим серверам по протоколу/стандарту J2534 из России – она же не в ЕС. Как оказалось сейчас, это было к лучшему, поскольку за прошедшие годы автодиагносты, активно использующие pass thru, нашли вполне эффективные способы для обхождения имевшихся препон, так чтобы иметь возможность выполнять абсолютно любые работы, связанные с обслуживанием автотехники: кодировку, репрограмминг, перепрошивку и проч.
В доступных и одобренных юрисдикциях они зарегистрировали аккаунты, наладили финансирование и оплату подписок, поэтому отключение от глобальных брендовых сеток на них никак не сказалось. Они работают так же, как и работали, не испытывая ни малейших сложностей.
На всякий случай напомним, что такое pass thru и протокол/стандарт J2534 (описывает программный интерфейс для шестнадцатеричного доступа к диагностическим протоколам). В 2002 году SAE (Общество автомобильных инженеров) опубликовало стандарт связи с транспортными средствами под названием J2534. Возможно, вы часто слышите – «сквозное программирование», называемое J2534, или J2534 Pass-Through, или просто pass thru. Это все одно и то же. Стандарт связи с транспортными средствами J2534 был введен для того, чтобы дать большему количеству сервисных центров – и в первую очередь, естественно, независимым сервисным центрам – возможность перепрограммировать блоки управления транспортных средств.
Контроллеры автомобилей начали программно обновляться в 1996 году, и производители постоянно находят ошибки в программировании конкретных модулей. До 2002 года владельцу транспортного средства или сервисмену из независимой СТО приходилось отвозить машину в дилерский центр, чтобы запрограммировать ее, чтобы устранить проблему, которую не могли решить одни лишь детали. Теперь не только дилерские центры могут перепрограммировать автомобили; это может сделать и любой независимый техцентр.
Технологии pass thru очень полезны для независимых станций, которые работают с различными марками и не могут себе позволить приобретение диагностических приборов всех автопроизводителей. Однако каждый, у кого есть компьютер, доступ в интернет и устройство pass thru, может перепрограммировать любой автомобиль, совместимый с J2534 OBD II (1996 и более поздние модели).
Доступ к информации и функционалу контролируется производителями автотехники. Необходимо пройти регистрацию и аутентификацию, а в некоторых случаях и дополнительную аккредитацию, чтобы получить выход на более высокие уровни систем безопасности.
За этот доступ производитель предусматривает стоимость, рассчитанную по-разному: по часам, дням, неделям, месяцам, годам, сеансам. Некоторые бренды, например Группы VAG, Renault, требуют участия в учебных курсах (онлайн), чтобы иметь возможность выполнять наиболее ответственные функции перепрограммирования.
J2534 постоянно модифицируется SAE, чтобы соответствовать актуальному законодательству. Информация о перепрограммировании должна быть доступна в течение 3 месяцев после введения автомобиля в эксплуатацию (для всех новых моделей, выводимых на рынки ЕС и США).
В настоящее время действуют три различные спецификации J2534:
– J2534-1 был опубликован и включен в правила. В этой спецификации подробно изложены требования к перепрограммированию контроллеров, связанных с выбросами. Это базовый стандарт, который вряд ли изменится.
– J2534-2 постоянно развивается и позволяет производителям оборудования добавлять функции для собственного использования. Эта спецификация содержит информацию о том, как реализовать дополнительные функции стандартным способом. Будущие технологии могут выдвинуть новые требования как к аппаратному, так и к программному обеспечению.
– J2534-3 – это тест на соответствие требованиям для J2534-1. Это гарантирует, что устройство J2534-1 с высокой вероятностью будет работать с OEM-приложением. В будущем регулирующие органы могут потребовать, чтобы устройства прошли этот тест, прежде чем их можно будет продавать как устройства, совместимые с J2534-1.
Свежие новинки оборудования
Не стоит думать и о том, что мы останемся без новых приборов. Диагностическое оборудование к нам поставлялось, поставляется и будет поставляться. Логистика становится все более витиеватой и продолжительной, но она существует и в ее сохранении, уж поверьте, заинтересованы все стороны. Включая собственно производителей оборудования.
Итак, главный парад новинок прошел в том году, как водится, на франкфуртской «Автомеханике». Launch представил на ней X-431 EURO TAB III. Этот диагностический прибор не только обладает всеми технологическими и диагностическими преимуществами предыдущих моделей X-431 EURO TAB, но также интегрируется с функцией «Управляемой диагностики», известной как «Электронная база данных Launch, на базе HaynesPro», для поддержки технического персонала в их повседневной работе.
Кроме того, X-431 EURO TAB III поставляется с SmartLink C в качестве стандартного VCI (Vehicle Connection Interface – интерфейс коммуникации с транспортным средством), поддерживаемого системой удаленной диагностики Launch Super (SRDS), DoIP, pass thru (что теперь для нас очень важно) и возможностью расширения устройства с помощью программного обеспечения HD Truck, которое можно приобрести отдельно.
Основной планшетный ПК базируется на ОС Android, имеет восьмиядерный процессор с тактовой частотой 2,0 ГГц, 8 Гб оперативной памяти, 256 Гб места для хранения, перезаряжаемую полимерно-литиевую батарею емкостью 71,1 Втч (≈ 19 000 мАч), увеличенный дисплей (13,3") и более защищенный дизайн (IP65) с удобной ручкой для переноски сверху. Сзади крепление для подвешивания на рулевом колесе и заднем кронштейне для удобного хранения или использования во время работы. Диагностический интерфейс оснащен новой интеллектуальной функцией диагностики с автоматической идентификацией автомобиля и полным сканированием системы, историей диагностики для хранения данных о транспортных средствах, быстрым доступом к сервисным функциям, информацией о ремонте, функцией обратной связи для диагностики, разделом инструментов с доступными аксессуарами и проч. X-431 EURO TAB III совместим с дополнительным модулем ScopeBox для осциллографа, модулем SensorBox с имитатором-мультиметром, видеокамерой для эндоскопа, TSGUN для обслуживания TPMS, программатором Immo и X-431 ADAS для калибровки радаров и датчиков систем ADAS.
Texa запустила продажи первого в мире диагностического прибора с функцией голосового управления Axone Voice, разработанного в сотрудничестве с Microsoft. Это также первый инструмент, предназначенный для мастерских, который использует распознавание лиц для безопасного определения того, кто им пользуется, открывая ряд эксклюзивных функций для доступа к защищенным диагностическим функциям, предоставляемым производителем.
Чтобы активировать прибор, необходимо просто обратиться к нему: «Привет, Текса», после чего можно попросить его идентифицировать автомобиль с помощью сканирования VIN, запустить автоматическое сканирование блоков управления, выполнить поиск кода двигателя, запустить диагностику, просмотреть определенные параметры крупным планом благодаря специальному всплывающему окну, просмотреть электрические схемы, бюллетени, технические характеристики, технические данные, контакты кол-центра и многое другое.
То есть оператору совсем не надо прикасаться к инструменту, достаточно только сказать «Привет, Текса» и нужную команду. Причем Axone Voice действует на опережение – после выбора или после сканирования автомобиля устройство напрямую предлагает наиболее подходящие функции и доступные услуги, упрощая и ускоряя диагностику.
Остается добавить, что Axone Voice оснащен 13,3-дюймовым мультисенсорным экраном – одним из самых больших среди представленных на рынке дисплеев с максимальным разрешением 2560×1600 пикселей. В арсенале прибора две 8-мегапиксельные камеры: одна спереди, а другая сзади – и четыре USB-разъема 3.0, необходимых, например, для подключения к VCI для диагностики pass thru или к другим внешним устройствам, таким как клавиатура, принтер и т.д.
В диагностическую гонку вступила и компания Continental, представив свое решение SINDRI. Оно обеспечивает чрезвычайно эффективный и простой доступ к данным об автомобиле, таким как записи в памяти ошибок и выбранные фактические значения, отражающие состояние транспортного средства. После подключения SINDRI очень прост в использовании: все, что нужно сделать, – это воткнуть соответствующий донгл в порт OBD и нажать «Пуск» – приложение автоматически выполняет полное сканирование блоков и модулей не более чем за 5 минут.
Цифровой контрольный список можно использовать для документирования всех выполненных рабочих этапов и их результатов. Дополнительные функции, такие как проверка пробега, повышают вероятность определения фактической стоимости транспортного средства.
Приложение четко представляет полученную информацию и предоставляет отчет, который может быть предоставлен клиентам в профессиональной цифровой форме в виде файла XML или PDF на бумаге или на смартфоне/планшете.
Новинка от Foxwell – i80 II с многозадачной операционной системой Android 9.0, 10,1-дюймовым емкостным ЖК-сенсорным экраном, быстрым четырехъядерным процессором, широким охватом и диагностикой на уровне OE. Прибор с объемом памяти 128 Гб и классом защиты IP67 обеспечивает быструю загрузку с процессором ARM. В его базе данных модели более 67 азиатских, американских, европейских автомобильных брендов. Он поддерживает наиболее часто необходимые сервисные функции, такие как: кодирование инжектора, EPB, подушка безопасности, DPF, тормоз, деактивация, сброс обслуживания, отключение ABS, настройка BCM/SIR, TPS/TBA (выравнивание корпуса дроссельной заслонки) и регулировка трансмиссии.
Предусмотрены возможность Bluetooth-соединения, функция быстрого тестирования для проверки большинства автомобильных систем, считывание и удаление диагностических кодов, выполнение двунаправленного тестирования компонентов/систем.