
Гибридные транспортные средства становятся все более распространенными по всему миру благодаря их экологичности и экономичности. Но, как и любая другая техника, несмотря на наличие множества преимуществ, в процессе эксплуатации такие автомобили изнашиваются, их узлы и механизмы выходят из строя, и машины начинают нуждаться в ремонте. В этой статье мы рассмотрим специфические особенности эксплуатации, диагностики и ремонта гибридных автомобилей, обратив максимум внимания на способы профилактики возможных проблем.
Особенности конструкции
У гибридных автомобилей электро + бензин (или практически не получивших в нашей стране распространения электро + дизель) есть несколько уникальных особенностей, которые отличают их от обычных автомобилей с двигателем внутреннего сгорания. Одной из наиболее заметных особенностей является гибридная силовая установка, которая сочетает в себе ДВС и электродвигатель. Такое сочетание как раз и позволяет повысить топливную экономичность, одновременно снижая выбросы.
Кроме того, гибридные автомобили оснащены системами рекуперативного торможения, улавливающими и накапливающими энергию, которая обычно теряется при торможении. Эта накопленная энергия затем используется для питания электродвигателя, что еще больше повышает эффективность автомобиля в контексте экономичности и экологичности.
Что же касается наиболее распространенной «страшилки», активно раскручиваемой скептиками и касающейся затрат на техническое обслуживание, то – да, не станем никого обманывать и кривить душой. Действительно, гибридные автомобили могут потребовать дополнительных расходов по сравнению с традиционными автомобилями. Ведь у них и правда более сложная конструкция, включающая целый ряд дополнительных агрегатов, а уникальные компоненты гибридных автомобилей, такие как аккумуляторная батарея и электродвигатель, могут нуждаться в специализированном обслуживании и периодической замене. Однако, анализируя ситуацию в комплексе, следует однозначно признать – и это очень важно отметить, – что в долгосрочной перспективе затраты на содержание «гибридов» заметно ниже, чем на содержание классических автомобилей с бензиновым или дизельным мотором, из-за более высокой топливной экономичности и меньшего износа двигателя внутреннего сгорания.
Более надежный тип силовой установки
Смотрите, что получается. В бензиново-электрическом гибриде по-прежнему есть ДВС и трансмиссия, нуждающиеся в таких же регулярных проверках и обслуживании, как и в обычном автомобиле. Например, в замене масла и шлангов, тормозов и шин. Однако компоненты, характерные для электрической системы гибрида, не требуют особого обслуживания, а в некоторых случаях могут даже сократить его.
Это связано с тем, что электрическая система частично снимает нагрузку с бензинового двигателя, особенно при старте с места и движении на низких скоростях, потенциально снижая износ и частоту замены масла. А поскольку система рекуперативного торможения гибрида на основе электродвигателя (которая заряжает аккумулятор) выполняет большую часть торможения, необходимость в обслуживании и замене обычных фрикционных тормозов значительно сокращается.
С другой стороны, гибридная система добавляет некоторые компоненты, ремонт которых может быть дорогостоящим после истечения гарантийного срока. Для ремонта специализированных деталей может потребоваться более квалифицированный, а значит, более дорогостоящий специалист и больше времени. К таким компонентам могут относиться бесступенчатые автоматические коробки передач, используемые во многих гибридных автомобилях. Хотя некоторые бесступенчатые КПП (например, электронная, используемая в автомобилях Toyota и технически являющаяся устройством разделения мощности) устраняют необходимость в генераторе, стартере и ремнях.
Но самый важный вопрос о ремонте, который волнует многих потенциальных покупателей «гибридов» и автомехаников, касается высоковольтной аккумуляторной батареи гибридной системы. Несмотря на то что ее стоимость немного снизилась, замена батареи в будущем может обойтись дороже, чем стоимость самого автомобиля. Хотя риск поломки невелик, ремонт, тем не менее, необходим – без исправной батареи гибридный автомобиль вообще не будет работать. Хорошая новость в том, что этот риск ничтожен, а срок службы и гарантия производителя, то есть его уверенность в том, что батарея способна к долгому и плодотворному функционированию, довольно велики.
Например, в Европе и США все производители гибридных автомобилей (и автомобилей с подзарядкой от внешних источников) предоставляют гарантию на аккумуляторную батарею сроком не менее восьми лет или 160 000 км пробега. А в Калифорнии и 13 штатах, которые соблюдают ее правила по выбросам, гарантия на новые автомобили, купленные и зарегистрированные в этих штатах, – невероятные 10 лет или 240 000 км пробега. Toyota, крупнейший продавец гибридных автомобилей, продлила гарантию на гибридные аккумуляторы во всех штатах. Причем производитель ожидает, что его аккумуляторы прослужат гораздо дольше.
В России картина не столь оптимистична. Основные официальные поставщики «гибридов» на наш рынок, в частности китайский Chery, российско-китайский Evolute и проч., на высоковольтную батарею дают от 2 до 5 лет и не более 100 тыс. км пробега. Слабовато, конечно, но хоть что-то.
Традиционным автомобилестроителям в этом плане больше доверия, поскольку они со сроками и дистанциями не скромничают, что говорит об их уверенности в своем продукте. Но минус в том, что официальной гарантии при параллельном импорте их техники нам не получить.
Тем не менее стоит понимать, какими бы важными ни были потенциальные затраты на ремонт, еще важнее избежать необходимости в ремонте – и в этом «гибриды» имеют неоспоримое преимущество. «Гибриды» были признаны значительно более надежными в целом, чем все типы автомобилей, работающих на ДВС, в последнем ежегодном исследовании надежности автомобилей Consumer Reports. В среднем у гибридов было на 26% меньше проблем, чем у автомобилей, работающих только на бензине/дизтопливе. При этом у электромобилей было на 79% меньше проблем, чем у автомобилей, работающих только на бензине/дизтопливе.
Но, к сожалению, вся техника ломается. И даже самая лучшая. Перейдем к особенностям диагностики и ремонта «гибридов», а также способам профилактики и устранения вероятных поломок. И первым на очереди целый комплекс рекомендаций по поддержанию длительного «здоровья» высоковольтной батареи.
Ухудшение состояния батареи
Разрядка аккумулятора – одна из самых распространенных проблем гибридных автомобилей. Она может привести к снижению производительности и пробега автомобиля, а также к увеличению расхода топлива. Со временем аккумулятор может потерять свою емкость, что приведет к сокращению запаса хода автомобиля.
Лучшее решение этой проблемы – регулярное обслуживание транспортного средства. Оно включает в себя проверку системы зарядки, замену деталей при необходимости, а также проведение регулярных тестов.
Также важно – вы удивитесь – постоянно ездить на «гибриде» и заряжать его батарею, поскольку частое использование «гибрида» имеет решающее значение для здоровья аккумулятора. В отличие от традиционных автомобилей «гибриды» работают на балансе электрической и топливной энергии. Если аккумулятор не используется, он может разрядиться и прийти в негодность. Поэтому ездить надо регулярно, даже на короткие расстояния, чтобы аккумулятор работал должным образом. Это позволяет поддерживать активность батареи и уровень ее заряда, что важно для ее долговечности.
Кроме того, помните, что высокие температуры могут нанести непоправимый вред гибридным аккумуляторам. Чрезмерный нагрев ускоряет химические реакции внутри аккумулятора, что приводит к снижению его эффективности и срока службы. Парковка в более прохладных, затененных местах или в гараже может защитить аккумулятор от экстремальных температур. Кроме того, в жаркую погоду старайтесь избегать длительного воздействия прямых солнечных лучей.
Избегайте и полной разрядки – аккумуляторы «гибридов» рассчитаны на эффективную работу без полной разрядки. Полная разрядка батареи может привести к ее износу и ускорению деградации. Чтобы этого избежать, рекомендуется – смотрим на два абзаца вверх – регулярно ездить на автомобиле, так как это помогает поддерживать надлежащий уровень заряда аккумулятора.
Гибридные аккумуляторы во время работы нагреваются и нуждаются в надлежащем охлаждении. Убедитесь, что вентиляционные отверстия не заблокированы листьями, грязью или другим мусором. Заблокированные вентиляционные отверстия могут привести к перегреву, что снизит эффективность и срок службы аккумулятора. Проверяйте эти вентиляционные отверстия, особенно после поездок по пыльным дорогам или в осенний сезон.
Если в гибридном автомобиле есть функция, которая позволяет увеличить заряд аккумулятора с помощью двигателя (часто называемая «режимом зарядки»), использовать ее надо с осторожностью. Злоупотребление может привести к ненужному износу батареи. Как правило, лучше всего позволить компьютеру автомобиля управлять уровнем заряда аккумулятора для оптимальной эффективности и сохранения здоровья аккумулятора.
Коррозия и контактные группы
Коррозия – распространенная проблема во всех аккумуляторных системах, в том числе в гибридных аккумуляторах, особенно в местах соединения клемм и разъемов. Со временем воздействие влаги и загрязнений может привести к образованию ржавчины, которая ухудшает электрические соединения и проводимость. В отличие от обычного автомобиля на «гибриде» она может привести к несравненно более драматическим последствиям, вплоть до радикального снижения производительности, эффективности или даже к сбоям в работе системы, которые влекут за собой более серьезные проблемы.
Коррозия клемм часто сопровождается видимыми признаками, такими как зеленый или белый налет. Если не принять меры, коррозия может распространиться и повредить близлежащие компоненты, что приведет к более дорогостоящему решению проблемы, например к необходимости замены всей батареи.
Для очистки контактов используются специальные составы или смесь пищевой соды и воды – средство довольно эффективное и максимально бюджетное. После удаления загрязнений обязательно нанесите защитный слой диэлектрической смазки, чтобы предотвратить коррозию в будущем. Во время работы убедитесь, что аккумуляторный отсек закрыт и в него не попадает вода.
Всегда помните: батареи высокого напряжения вырабатывают ток и напряжение, достаточные для того, чтобы вызвать серьезные травмы или смерть, поэтому их должны проверять только профессионалы со специальной подготовкой. В случае столкновения после срабатывания подушек безопасности система высокого напряжения отключается до ремонта. Не пытайтесь ремонтировать систему, не имея достаточного уровня подготовки!
Кабель высокого напряжения: даже квалифицированные специалисты, прошедшие обучение по ремонту гибридных транспортных средств, должны быть предельно осторожны при работе с ярко-оранжевым кабелем высокого напряжения и вокруг него, так как любое повреждение кабеля может представлять потенциальную опасность.
Диагностика
По сравнению с двигателями внутреннего сгорания диагностические коды неисправностей гибридных автомобилей менее конкретны. В то время как традиционные автомобили часто выдают коды, напрямую указывающие на конкретные проблемы, «гибриды» могут выдавать менее четкие коды. Такая неоднозначность может потребовать дополнительных исследований и оценки со стороны специалиста.
Приведем некоторые наиболее распространенные коды ошибок.
Неисправности изоляции
Код P0AA6 – неисправность изоляции высоковольтной батареи, означает, что система обнаружила высокое напряжение, которое должно быть изолировано. Автомобиль НЕ будет перезапускаться при появлении этого кода. Автомобиль может указать на проблемную область с помощью информационного кода (INF).
- INF Код 611 – высоковольтный компрессор для кондиционирования воздуха.
- INF Код 612– высоковольтная батарея.
- Код INF 613– трансмиссионный узел MG1 и MG2.
- Код INF 614– инвертор/блок управления мощностью.
Коды аккумуляторов
Наиболее распространенными кодами аккумуляторов в гибридных автомобилях являются:
- P0A80– замените гибридную аккумуляторную батарею: скорее всего, проблема в батарее, но это может быть и сопутствующий код.
- P0A0D– высокое напряжение в системе блокировки: проверьте сервисный разъем.
- P3000– неисправность аккумулятора высокого напряжения: код высокого уровня, сначала диагностируйте другие коды.
- P0A7F– износ гибридной аккумуляторной батареи: чаще встречается в более старых автомобилях.
Коды инвертора
Наиболее распространенными кодами неисправности инвертора гибридных электромобилей являются:
- P0A93– производительность системы охлаждения инвертора: обычно это неисправность водяного насоса.
- P0A94 – производительность преобразователя постоянного тока: этот код на разных автомобилях может появляться в самых различных ситуациях; для идентичной идентификации необходимы сопутствующие коды или признаки неисправности.
Коды ABS
Наиболее распространенными кодами неисправности ABS для гибридных электромобилей являются:
- C1252 – ненормально долгое время работы двигателя насоса усилителя тормозов: проверьте двигатель насоса ABS; в большинстве случаев подлежит ремонту.
- C1256 – низкое давление в аккумуляторе: опять же, проверьте двигатель насоса ABS.
- C1391 – утечка давления в аккумуляторе: вероятно, проблема с главным цилиндром.
- C1392 – не выполнена калибровка нулевой точки датчика хода: требуется калибровка; процедура в блоке управления ABS.
Покраска
Производители рекомендуют поддерживать температуру сушки в покрасочных камерах ниже 150 градусов, чтобы не повредить гибридные аккумуляторы, замена которых обходится очень дорого.
График технического обслуживания гибридного автомобиля
Периодичность технического обслуживания гибридных автомобилей имеет решающее значение для обеспечения оптимальной производительности, долговечности и безопасности. Вот наиболее распространенный и часто применяемый график ТО «гибридов» в сегменте независимого (постгарантийного) сервиса:
Каждые 5000 километров:
Контроль уровня моторного масла. При необходимости – долив масла в соответствии с рекомендациями производителя.
Осмотр всех компонентов гибридной системы, включая соединения аккумуляторов, систему охлаждения и электродвигатели.
Проверка шин, путем измерения давления в них и глубины протектора. Если производитель рекомендует это делать, поменяйте шины местами.
Каждые 10 000 километров:
Проверка тормозов для оценки состояния тормозных колодок, дисков и уровня тормозной жидкости. Если тормозные колодки изношены – замена.
Осмотр системы подвески на наличие повреждений или износа, включая амортизаторы, стойки и компоненты ходовой части.
Проверка состояния аккумулятора с помощью диагностических инструментов или программного обеспечения, предоставленного производителем.
Каждые 15 000–20 000 километров:
Замена моторного масла и масляного фильтра в соответствии с регламентом и спецификациями производителя.
Промывка и замена охлаждающей жидкости двигателя, чтобы предотвратить перегрев и коррозию.
Проверка уровня и состояния трансмиссионной жидкости, при необходимости – замена. Кроме того, на этой же дистанции (в зависимости от регламента и спецификации производителя) необходимо провести замену воздушного фильтра двигателя, чтобы обеспечить оптимальный приток воздуха и экономию топлива.
Каждые 40 000 километров:
Комплексная проверка гибридной аккумуляторной системы, включая элементы, модули и соединения.
Проверка системы отопления, вентиляции и кондиционирования воздуха на наличие утечек, засоров или неисправностей.
Проверка углов установки колес и их регулировка (при необходимости) для обеспечения равномерности износа шин и оптимальной управляемости.
Замена трансмиссионной жидкости.
Каждые 60 000 километров:
Замена свечей зажигания в соответствии с рекомендациями производителя для обеспечения оптимальной работы двигателя.
Промывка и замена тормозной жидкости для поддержания работоспособности тормозной системы и предотвращения коррозии.
Проверка производительности гибридной системы, чтобы выявить возможные проблемы или неисправности.
Дополнительное техническое обслуживание:
В зависимости от гарантии производителя и срока службы аккумулятора рассмотрите возможность замены гибридного аккумулятора в соответствии с рекомендациями.
Следите за обновлениями программного обеспечения гибридной системы, рекомендованными производителем, чтобы обеспечить оптимальную производительность и эффективность.
Если ваши клиенты будут тщательно следовать этому графику технического обслуживания, их «гибриды» будут оставаться в отличном состоянии долгие годы, служа своим хозяевам, как говорится, верой и правдой и не донимая незапланированными ремонтами.