Глобальный и отечественный рынок аккумуляторов

Глобальный и отечественный рынок аккумуляторов

16.04.2019 - 15:24
Приблизительное время чтения: 4 минуты. Интересно, но нет времени читать?

19–21 марта 2019 года в столице состоялась 28-я Международная специализированная выставка «Автономные источники тока». Помимо демонстрации новинок ведущих производителей отрасли, в рамках деловой программы форума обсуждались перспективы развития мирового и отечественного рынка автомобильных аккумуляторных батарей.

Лидерство на российском рынке удерживает компания «АКОМ». Объем производства в 2018 году превысил 2,5 млн аккумуляторных батарей, что на 19% выше уровня 2017 года.

Общая доля поставок «АКОМ» на автозаводы России превышает 50%. Компания по-прежнему является единственным поставщиком «АвтоВАЗ» с покрытием 100% потребности в аккумуляторах для всех моделей LADA.

аккум

«АКОМ» освоил в 2018 году технологию изготовления аккумуляторов с абсорбированным электролитом (AGM) с эксплуатационными и потребительскими характеристиками, не уступающими мировым аналогам. В этом году компания начинает поставки аккумуляторов данного типа на конвейеры автопроизводителей. Кроме того, освоен выпуск новой серии модернизированных аккумуляторов «АКОМ Asia». Одной из последних разработок научно-технического центра ГК «АКОМ» стал новый свинцово-кислотный аккумулятор с гелеобразным электролитом.

Однако даже лидеру отечественной отрасли трудно соперничать с глобальными производителями. Поэтому одной из главных целей нынешнего форума стала консолидация основных игроков отрасли, что позволит сделать продукцию более конкурентоспособной. Также необходима государственная поддержка, поскольку, если в России один из глобальных производителей построит завод, рассчитанный на производство 6–7 млн аккумуляторов в год, это создаст серьезные проблемы для отечественных производителей.

В рамках деловой программы выставки с докладом «Анализ рынка стартерных автомобильных аккумуляторных батарей в России, итоги 2018 года, перспективы и прогнозы отрасли» выступил Александр Болтавин, директор по исследованиям аналитического агентства Discovery Research Group.

В 2018 году рынок автомобильных аккумуляторов в России вырос на 2% и составил 11 972 901 шт. Большая часть продаж приходится на изделия, поставляемые на вторичный рынок, – 10 251 389 шт., но при этом данный сегмент вырос всего на 0,3%.

Производство автомобильных аккумуляторов в России выросло с 7 357 100 до 7 927 900 единиц. Объем экспорта увеличился на 26,3%, с 301 721 до 381 123 шт. При этом количество импортируемых аккумуляторов уменьшилось с 4 460 348 до 4 426 124. Однако при этом импорт современных аккумуляторов, выполненных по технологии EFB, вырос с 45 762 до 77 271. Большую часть импорта в России составляют поставки на вторичный рынок – 82,8%. Почти все аккумуляторы иностранного производства предназначены для легковых автомобилей – 96%.

Согласно прогнозам Discovery Research Group, до 2020 года российский рынок автомобильных аккумуляторов покажет незначительный рост – на 1–2% ежегодно.

аккум_2

Роман Герасимов, директор по маркетингу и развитию ООО «Эксайд Текнолоджиз», рассказал о современных тенденциях мирового рынка аккумуляторов.

В 2018 году основу мирового парка легковых автомобилей составляли машины, оснащенные свинцово-кислотными аккумуляторами, – 82%. При этом существенно выросла доля транспортных средств с системами Start/Stop, на которые устанавливаются аккумуляторы, выполненные по технологии AGM, – 17%. Доля чистых электромобилей и автомобилей с гибридной силовой установкой пока не превышает 1%, при этом даже на таких машинах все равно используется дополнительный свинцово-кислотный аккумулятор.

Поэтому свинцово-кислотные аккумуляторы сохраняют наибольший потенциал для вторичного рынка, они будут доминировать в ближайшем будущем, но при этом их конструкция будет усложняться. С каждым годом будет увеличиваться объем производства аккумуляторов, выполненных по технологии AGM.

Ольга Кирпичникова, коммерческий директор АО ГК «АКОМ», рассказала о рынке автопроизводителей в целом и о том, какие новые требования автоконцерны предъявляют к поставщикам аккумуляторов в частности.

В 2018 году российский автомобильный рынок демонстрировал существенный рост, что положительно повлияло на производство аккумуляторов, рост отечественного авторетейла, вероятно, еще продолжится в течение двух лет, но затем наступит спад.

Если говорить о мировых тенденциях, то в связи с ужесточением экологических норм в 2020–2025 годах во всех ведущих странах мира широкое распространение получат гибридные транспортные средства, в том числе так называемые «мягкие гибриды» с системами Start/Stop, которые оснащаются AGM-батареями. Уже в 2017 году в Европе 90% новых автомобилей были оснащены системами Start/Stop. Аккумуляторы на таких машинах должны обеспечивать потребителей энергии при отключенном двигателе внутреннего сгорания и поддерживать динамику разгона при включенном моторе. Также в ряде европейских городов появились зоны, где разрешена эксплуатации только электромобилей или машин с гибридной силовой установкой, на которых в качестве дополнительного источника энергии применяются AGM-батареи, поэтому спрос на них будет расти.  

В России другая ситуация. У нас в 2017 году только 3,1% новых автомобилей были оснащены системами Start/Stop. По прогнозам, их доля на отечественном рынке к 2021 году увеличится до 5%. В 2017 году 96,7% автомобилей, произведенных в России, были оснащены обычными свинцово-кислотными аккумуляторами. Усовершенствованные EFB-батареи в настоящее время на конвейеры автопроизводителей не поставляются.

аккум4

В ближайшей перспективе свинцово-кислотные аккумуляторы, поставляемые отечественным автопроизводителям, будут сохранять доминирующее положение, но при этом требования к ним будут ужесточаться. Уже сегодня многие автопроизводители требуют увеличения гарантии на аккумуляторы до пяти лет, существенно возросли требования к ударостойкости, вибростойкости, ограничению по весу батареи, и при этом одно из основных требований – снижение стоимости продукции, сокращение логистических расходов.

По итогам конференции можно сделать вывод, что на фоне ожидаемой стагнации рынка конкуренция в сегменте автомобильных аккумуляторных батарей в ближайшее время будет расти. Для выживания отрасли необходима консолидация, но она невозможна как без активного участия самих участников рынка, так и без государственной поддержки.


Посмотрите похожие материалы: