После любой зимы, пусть даже и не очень холодной, автомобиль требует обслуживания и подготовки к летнему сезону. В данном обзоре мы расскажем, на что обратить внимание в первую очередь.
Визуальный осмотр
После смены сезонов всегда нужно проводить профилактические контрольно-ревизионные мероприятия и по их результатам принимать соответствующие меры.
Начинаем по порядку. Первым делом совершим визуальный осмотр кузова и подвески. Именно осмотр на предмет выявления повреждений, трещин, сколов или иных дефектов. Подвеску, конечно, можно прогнать и на стенде, но в данном конкретном случае одно не заменяет другое – ходовую часть также необходимо внимательно осмотреть, обратив самое пристальное внимание на состояние резинотехники (сайлент-блоков, пыльников, манжет и проч.) и металлических рычагов, тяг, реек и шаровых соединений.
Ищем очаги коррозии, нарушения герметичности, ослабление соединений, механические повреждения – все то, что не позволяет выявить стендовая диагностика (низкие температуры и реагенты даже в малом количестве очень деструктивно влияют даже на самые стойкие резиновые смеси).
Летом народ любит погонять, средние скорости увеличиваются довольно прилично, поэтому состояние подвески, на которую ложится серьезная нагрузка, приобретает решающую роль. А любые повреждения – это, во-первых, нарушение заложенных характеристик (прочности, гибкости и проч.) и, во-вторых, если речь идет о пыльниках – путь проникновения загрязнений и влаги, приводящих к стремительному выходу компонентов из строя. Так что осматриваем со всей тщательностью, на которую только способны, – от усердия механика во многом будет зависеть безопасность эксплуатации подготавливаемого к лету автомобиля.
Кузов и салон
С кузовом все проще: беглый осмотр и последующее устранение сколов и очагов коррозии. И обязательно – к сожалению, об этом очень часто забывают – ревизия внутренних/скрытых полостей, днища (включая компоненты системы выхлопа и каталитической нейтрализации) и салона. На самом деле именно там таятся наиболее опасные дефекты.
Не только извлеките коврики, но и поднимите обшивку (конечно же, аккуратно, не разрывая ее) и в салоне, и в багажном отделении. Загляните под пороги, под двери. Поднимите машину на подъемнике или загоните на яму.
Скол или «жучок» на крыле или капоте рано или поздно обязательно увидят – если не сотрудник СТО во время осмотра, так водитель или его пассажиры, а вот гниение металла под обшивкой, в скрытых полостях, за порогами и т.д. обнаружится только тогда, когда туда что-нибудь провалится.
Чтобы шины не гнили
«Переобувка» – стандартная операция, с ней в целом все ясно, но, опять же, есть несколько принципиальных моментов, о которых частенько забывают.
С заменой «зимы» на «лето» торопиться не стоит. Уместно дождаться стабилизации температуры на отметке плюс 5–7 градусов в течение всех (это действительно самое важное) суток – то есть и днем, и ночью – на протяжении пары недель. И только поле этого менять, чтобы избежать внезапных заморозков.
После демонтажа шин их следует вымыть и измерить остаточную высоту протектора, чтобы попусту не хранить исчерпавшую свой ресурс «резину». Затем высушить. Уместно нанести специальную маркировку, обозначающую положение шин на осях (правая передняя, левая задняя и т.д.).
Хранить шины надо особым образом на специальных стеллажах в закрытом (исключающем проникновение прямых солнечных лучей), сухом, хорошо проветриваемом помещении при температуре плюс 10–25 градусов. Если они на дисках, тогда обязательно накачанными (желательно давление снизить в 1,5–2 раза от рабочего), в подвешенном состоянии или в горизонтальном, перекладывая каждые 4–5 недель. Без дисков – в вертикальном положении с регулярным (также примерно раз в месяц) проворачиванием. Никакой нагрузки сверху. И никаких пакетов, которые так любят продавать сельские шиномонтажники! В них шины довольно быстро гниют. Если есть нужда – прямо донельзя приспичило – шину во что-нибудь завернуть, то это должен быть хорошо вентилируемый материал. Возможно и пластиковый. Но не целлофановый пакет из «Пятерочки».
Комфортная среда
Летом автомобильный кондиционер будет использоваться очень энергично, поэтому к его проверке необходимо подойти серьезно. Обычно на СТО ограничиваются хорошо всем известным тестом на эффективность да предложением провести антибактериальную обработку, однако этого мало. Кондиционер – система достаточно сложная, состоящая из целого ряда компонентов и узлов, поломка каждого из которых способна вывести из строя всю систему целиком. А поломки там бывают мало очевидными или вовсе скрытыми.
Чтобы этого не произошло, обязательно осмотрите трубопроводы на предмет утечек и трещин (чаще всего трещины появляются там, где трубки прилегают к кузову), а также уплотнители/переходники/манжеты, хомуты. Желательно все это почистить и проверить эластичность резиновых трубок.
Кроме того, почистите радиатор кондиционера. Поскольку он располагается во фронтальной части моторного отсека, перед основным радиатором системы охлаждения силового агрегата, то на него попадает значительная часть внешних загрязнений, из-за чего соты могут быть сильно забиты летящей с дороги грязью, тополиным пухом, осенней листвой и прочим мусором.
Выполнять очистку нужно с особой аккуратностью – применение для этих целей аппаратов высокого давления априори недопустимо. Используйте сжатый воздух (давление не более 3 бар) или кисточку. В противном случае вы рискуете разрушить хрупкие алюминиевые соты конденсатора.
Послушайте, как работает компрессор. Наличие посторонних нехарактерных шумов может быть признаком неисправности. Наиболее вероятная причина – поломка подшипника шкива. Чтобы в дальнейшем не повредилась электромагнитная муфта, немедленно замените подшипник.
И, естественно, проверьте уровень хладагента через специальный «глазок». Для этого включите кондиционер на максимум и посмотрите, что будет происходить. Наличие молочно-белой жидкости, равно как и жидкости с пузырьками, однозначно указывает на низкий уровень фреона в системе.
Элементы фильтрации
Фильтры в автомобиле меняются по регламенту, но после такой бесснежной зимы, как в этом году, вполне вероятно преждевременное загрязнение воздушных фильтров: двигателя и салона. Поэтому не лишним будет их поменять. Или хотя бы проверить.
Известно, что к воздушным фильтрам салона у нас в стране относятся довольно невнимательно, считая их чуть ли не самыми бесполезными компонентами транспортного средства, тем не менее это достаточно важные элементы защиты. Не забывайте: весна – сезон цветения, а значит, пыльца будет попадать в салон автомобиля, что может иметь самые неприятные последствия для аллергиков.
Помимо этого, в салон проникает пыль, от которой без исключения страдают все, даже терминаторы и джеки чаны. Также пыль усиливает нагрузку на системы отопления и кондиционирования автомобиля. А изношенный за зиму фильтр не сможет обеспечить надлежащей защиты.
Более того, неэффективно (из-за загрязнения или низкого качества) работающий воздушный фильтр двигателя приводит к увеличению расхода топлива на 2–3%. Казалось бы, совершенно ничтожные цифры, но вы посчитайте вместе с клиентом, исходя из его среднемесячного или среднегодового пробега, в какие финансовые потери они в итоге выливаются.
Например, в случае потребления 10 л топлива по цене 50 руб/л на 100 км пробега и хрестоматийном пробеге 15 тыс. км в год это около 2–3 тыс. рублей. Кому-то это кажется мало? Ориентируясь на те же 50 руб/л, это недопроеханные 600 км – примерно от Москвы до Санкт-Петербурга.
Щетки стеклоочистителя
К щеткам стеклоочистителя в России также относятся весьма легкомысленно. Ну что там щетки – машут в разные стороны и типа грязь убирают. Однако недостаточный обзор очень часто играет драматическую роль, провоцируя неприятные последствия. Дело даже не в серьезных ДТП, хотя они-то, конечно же, наиболее трагический результат, а в рядовых несильных, но очень обидных своей глупостью повреждениях кузова из разряда «притерся», «недоглядел», «цепанул»...
Чтобы их избежать, необходимо иметь отличную обзорность, которую обеспечат исправные щетки стеклоочистителей. Соответственно, если на ветровом стекле после прохода щетки остаются узкие полоски и неочищенные участки, если ее движение сопряжено со скрипом или неприятным шумом, если резиновая кромка затвердела или, наоборот, крошится, если на очищаемой поверхности стекла остаются водяная пленка, капельки и подтеки воды – без промедления замените щетки или резинки. В противном случае, как показывает практика, в самый ответственный момент необходимый сектор обзора будет недоступен.
И в дополнение
Проверьте уровень всех жидкостей: масла, тормозной, антифриза – и при необходимости доведите его до регламентированного. Целесообразно дополнительно проверить плотность тормозной жидкости, которая, как известно, довольно гигроскопична и в зимний период (даже бесснежный) могла напитаться влагой, потеряв часть своих функций.
Осмотрите двигатель. С мойкой не спешите. Честно говоря, по опыту многих СТО, за мойку двигателя старого автомобиля лучше не браться, какие бы прибыли это ни сулило (издержки потом могут оказаться куда значительнее). Старого – значит старше 5 лет, хотя некоторые автомобили и в 3 года выглядят чрезвычайно уставшими, поэтому решение принимайте в каждом конкретном случае индивидуально. Можно просто ограничиться протиркой влажной тряпкой, чтобы избежать неприятных последствий.
Перепады температур чреваты повреждением эластичных прокладок, различных шлангов и т.д., поэтому после очистки внимательно осмотрите поверхность силового агрегата и моторный отсек целиком, убедившись в отсутствии масляных потеков и утечек антифриза. При их наличии – устраните как можно скорее.
При низких температурах увеличивается износ приводных ремней – привода ГРМ и привода навесных агрегатов, а значит, весной имеет смысл проверить их натяжение и визуально оценить состояние.
То же самое справедливо и в отношении аккумуляторной батареи – проверьте ее заряд, уровень и плотность электролита. Обязательно осмотрите клеммы, и если обнаружите очаги коррозии, немедленно зачистите их.
Ну и проверьте все контакты и соединения электропроводки – они должны быть плотными, не отходить и не иметь повреждений. Если что не так – замена.
Казалось бы, давая рекомендации, мы не открываем Америки. Но признайтесь себе честно, часто ли вы готовите автомобиль к сезону? Если да, снимаем шляпу! Если нет – предлагаем начать вместе с нами!