В отличие от подшипников оригинальных производителей контрафакт таит в себе много неприятностей для автовладельцев, полагающихся на автомастерские, которые, в свою очередь, должны гарантировать установку только оригинальной продукции. В противном случае это может иметь серьезные последствия. Например, у таких подшипников меньший ресурс, чем у оригинальных деталей, поскольку они производятся из дешевых материалов на заводах, где контроль качества и производства минимален или полностью отсутствует.
«Подшипник с меньшим ресурсом быстро выходит из строя, и это приводит к его скорой замене. Возникают дополнительные затраты: приобретение нового подшипника, услуги автомастерской на повторную установку, не говоря уже о том, что на время ремонта автовладелец остается без машины, – объясняет Пол Крэнстон, директор автомобильного сектора послепродажного обслуживания автомобилей NSK Europe Ltd. – компании, специализирующейся на производстве подшипников. – Поэтому с точки зрения затрат контрафакт бьет по карману автовладельцев».
К сожалению, зачастую контрафактные подшипники внешне очень похожи на оригинальные. Однако эксплуатационные показатели и безопасность работы подшипника зависят от того, что не может быть выявлено при внешнем осмотре, – от внутренней конструкции, материала, термообработки и точности механической обработки. Например, если внутренний зазор ступичного подшипника отрегулирован неверно, то подшипник может заклинить в процессе движения и возможен занос автомобиля. Похожие ситуации могут случаться и с подшипниками КПП; у подшипников деталей двигателя это может привести к перегреву двигателя и, как следствие, его возгоранию.
«Во многих случаях при использовании контрафактных изделий существует реальный риск для безопасности водителя. Автовладельцы должны выбирать такие автомастерские, сотрудники которых способны выявлять случаи контрафактной продукции, – отмечает Пол Крэнстон. – Опытные специалисты могут отличить подделку по упаковке или маркировке на самом подшипнике. Конечно, если автомастерская сама предлагает установить контрафактное изделие с целью экономии, то автовладелец должен осознавать все риски как в финансовом плане, так и в плане безопасности».
При выявлении автомастерскими или дистрибьюторами контрафактной продукции необходимо связаться с ближайшим представительством NSK. Для определения подлинности продукции необходимо предоставить четкие фотографии подшипника и упаковки, а также дополнительную информацию по конкретному случаю.
Компания NSK намеренно не разглашает свои рекомендации по выявлению контрафактной продукции, так как ими могут воспользоваться злоумышленники. Самая лучшая гарантия приобретения настоящих подшипников – это правильно выстроенная цепочка поставки продукции. На российском рынке компания NSK работает через сеть дистрибьюторов для обеспечения белых каналов поставки.
«Доля контрафактных подшипников NSK на российском рынке незначительна, – сообщает Пол Крэнстон. – Однако с увеличением темпов международной торговли и упрощением процессов доставки товаров через границы риск увеличения контрафакта возрастает. Основная страна – поставщик подделок – это Китай, откуда изделия направляются через такие мировые торговые пути, как Сингапур, Гонконг и некоторые страны Ближнего Востока. Автомастерским следует обращать внимание на подшипники, цена которых намного ниже обычной. Это можно объяснить конкурентной средой российского рынка, но у компании NSK продукция высокого качества, а, как мы знаем, бесплатный сыр бывает только в мышеловке».
Еще один важный аспект – это влияние контрафакта на экономику. Поставщики и продавцы контрафактной продукции нарушают законодательство и нормы импортного контроля, уклоняются от уплаты пошлин и налогов, что подрывает деятельность официальных поставщиков продукции.