Когда дворники стали полезными

Когда дворники стали полезными

09.07.2020 - 10:07
Приблизительное время чтения: 5 минут. Интересно, но нет времени читать?

Многие знают, что автомобильные дворники придумала женщина, а другая дама сочинила к ним электропривод. Но далеко не каждый задумывался о том, что без лобового стекла не случилось бы и стеклоочистителей.

Лобовые... очки

Мы так привыкли к комфорту, что редко вспоминаем о том, что раньше у автомобилей вообще не было лобового стекла и крыши, а значит, и дворники им были ни к чему.

лобовое

На ходу от насекомых водителя защищали очки вкупе с кожаным шлемом. Они обеспечивали обзор, а мошки, пыль, грязь и слякоть обильно оседали на скулах и усах отважных автолюбителей.

Мощности автомобилей росли, щебень не становился мягче, и шоферы все больше начали страдать от небольших травм и ссадин. Некоторые даже жаловались на дискомфорт при управлении автомобилем, когда в лицо прилетают ветка, птица или кирпич. Поэтому инженерам того времени пришлось немало поломать голову, чтобы создать безопасную, недорогую и совершенно прозрачную преграду между водителями и дорожным мусором.

Дешево и сердито

Первое использование ветрового стекла датировано 1907 годом. Правда, оно было весьма скромным по размеру, напоминая прозрачную ширму или козырек перед водителем. Устанавливалась конструкция на подвижную раму, наподобие современных козырьков от солнца, только крепилась снизу, ведь машины по-прежнему не имели крыши.

В России такое решение показалось бы безумным, но стоит учесть: автотранспорт начал массово распространяться по миру, начиная с Европы и США, а климат там очень мягкий.

Так или иначе, уже тогда за океаном и в Старом Свете автовладельцы любили поразить своих дам высокими скоростями. Но нередко такие заезды оборачивались конфузом, ветровое стекло-козырек от набегающих потоков ветра «прилетало» прямо в лицо водителю.

Устойчивая конструкция

Истинный джентльмен, денди и даже богатый повеса могли стерпеть многое, но конфуз перед дамой – никогда! Так что проблему нужно было срочно решать. С чем с успехом справились конструкторы Cadillac. Именно они оснастили свой автомобиль рамой для ветрового стекла в 1910 году. Что привело к большой популярности данной опции в период с 1915 по 1920 год. Да-да, здесь нет ошибки. Примерно до 20-х годов лобовое стекло на автомобиль предлагалось как опция, для того чтобы сделать облик машины более выразительным, а езду комфортной.

Фредди Крюгеру на зависть

Как ни печально, вместе с удобством прогресс иногда приносит и проблемы. Так случилось и в начале двадцатого века. Дороги становятся лучше, количество машин увеличивается, скорости растут, что обеспечивает и серьезный рост аварийности. В травмирование пассажиров и водителей немалую лепту вносит лобовое стекло, которое при аварии разлетается на сотни лезвий-осколков и кромсает всех вокруг. Автостекла, которые по характеристикам мало чем отличались от стекол оконных, становятся кошмаром похуже Фредди Крюгера. Логично, что инженеры задумались о повышении безопасности этого компонента.

Удачный случай

После очередного сообщения прессы об автомобильной аварии, в которой осколки серьезно травмировали шофера, ученый-химик Эдуард Бенедиктус поклялся изменить ситуацию.

триплекс

По счастливой случайности ему не пришлось долго биться над данной проблемой. Во время эксперимента Эдуард уронил колбу с нитроцеллюлозой. Каково же было его удивление, когда он увидел, что колба треснула, но сохранила свою форму. Ученый начал проводить все новые опыты с ламинированием стекла.

В итоге в 1909 году Бенедиктус получил патент на защитное стекло. Изобретение получило название «триплекс» и в будущем спасло жизни и здоровье миллионам людей по всему миру.

Если говорить бытовым языком, то триплекс представляет собой этакий бутерброд, состоящий из трех ингредиентов: два тонких лобовых стекла склеиваются слоем коллодиевого состава.

Как устроен триплекс

Конечно, дорогу от крепкой пробирки до качественного лобового стекла нужно было пройти опытным путем. Сначала ученый покрыл одну сторону стекла раствором коллодия (раствор хлопчатой бумаги в серном эфире в виде быстро засыхающего прозрачного густого сиропа), затем скинул образец со

стремянки на пол. Но чуда не произошло, стекло вдребезги разлетелось по полу. Ведь автомобильное стекло толще и осколки у него тяжелее, чем у колбы.

Тогда Эдуард решил повторить манипуляции, но при этом обработал стекло с двух сторон. Этот образец также ждало пикирование со стремянки. Но и тут стекло не сохранило форму. Тогда было решено разместить пленку между стеклами, нагреть над пламенем спиртовки. В результате коллодий расплавился и прочно склеил стекла между собой, став прозрачным.

триплекс

На этот раз ничего не разбилось, далее образец ждали более суровые испытания. Его разбили молотком, на что он ответил стойко: по стеклу пошла паутина трещин, но оно сохранило форму.

Форд – инноватор

Правда, на первых порах изобретение не возымело должного успеха у автомобилестроителей, так как из-за высокой конкуренции предприятия пытались максимально сократить издержки.

Но, как часто водится в истории, многие великие вехи определяют великие люди. В 1919 году на триплекс обратил внимание Генри Форд, внедрил установку таких стекол на своем знаменитом конвейере. А не последовать примеру Форда автопром просто не мог. Поэтому вскоре триплекс прижился на большинстве автомобилей планеты, в том числе и на ГАЗ-А и ГАЗ-АА, которые были лицензионными копиями фордовских автомобилей.

Внедрение дворников

Только с освоением автопромом триплексных стекол пришло время и для массового внедрения замечательного изобретения Мери Андерсон. Напомним, что еще в 1903 году она запатентовала конструкцию первого в мире стеклоочистителя для автомобиля с ручным приводом. Кстати, чуть позже тоже американка Шарлотта Бриджвуд решила сделать очистку стекол еще удобнее и запатентовала дворники с электроприводом. За что ей отдельное спасибо.

Этими достижениями прогресса до сегодняшнего дня пользуются абсолютно все водители на планете. Но знали ли вы, что первые образцы дворников больше походили на огромные зубные щетки, размазывающие грязь с водой по стеклу?

Форма имеет значение

Кстати, появлению самых передовых, гибридных щеток также поспособствовала эволюция лобового стекла. Изменение его изгиба и увеличение размера стали отправной точкой для данного аксессуара.

В мире много полезных изобретений, и щетки одни из них. Они постоянно усовершенствовались и становились более технологичными вслед за автомобилями. Но что их ждет впереди, одним инженерам известно. А кто-то вообще пророчит им полное вымирание и замену на чистку ультразвуком. Кстати, об этом можно прочитать на __ странице журнала.

Правило пяти взмахов

А вот вам еще один факт напоследок! В нашей прекрасной стране даже щетки должны соответствовать ГОСТу, и это, согласитесь, здорово. Правда, по отечественному стандарту автомобильные дворники должны очищать стекло ровно за пять взмахов. Пять! Это же целая вечность при современных скоростях, дорогах и постоянной грязюке!

К сожалению, на отечественном рынке автоаксессуаров немало продуктов, которые нашему ГОСТу соответствуют в буквальном смысле. Но есть и другие, способные мгновенно очистить стекло и служить достаточно долго.


Посмотрите похожие материалы: