Коронавирус изменит послепродажное обслуживание автомобилей

Коронавирус изменит послепродажное обслуживание автомобилей

11.05.2020 - 10:15
Приблизительное время чтения: 6 минут. Интересно, но нет времени читать?

В последнее время все чаще говорят о том, что мир, охваченный пандемией, никогда не будет прежним. Очевидно, что изменения затронут и сферу послепродажного обслуживания автомобилей.

Пожилые не влияют на рынок

Обратимся к российскому парку легковых автомобилей. Его емкость пока остается на уровне 35 млн машин. И под воздействием одного только коронавируса данный показатель сильно не изменится, считает Александр Груздев, директор аналитической компании Gruzdev-Analyze. Как показал опыт предыдущего кризиса, люди не отказываются от собственного транспорта, эксплуатируя его реже, снижая пробеги. В 2008 году пробеги сократились, по разным оценкам, от 15 до 30%.

«По официальным данным, смертность от коронавируса в стране невысокая, и в группу риску попадают в основном пожилые люди, – отмечает эксперт. – В России немногие пожилые люди владеют автомобилями. Это в целом менее благополучная с финансовой точки зрения категория покупателей, у них часто просто нет возможности приобрести или активно эксплуатировать машину. Таким образом, даже если допустить рост смертности от коронавируса в этой категории населения, чего очень не хотелось бы допускать, то это не сильно повлияет на снижение общего количества водителей в стране. Извините за цинизм».

корона

Страх заражения

В современном контексте возникает еще другой фактор, который также определяет вектор развития сферы послепродажного облуживания. Люди, испугавшись риска заражения, будут отказываться от общественного транспорта. И этот страх может подтолкнуть покупателей купить новую машину или чаще использовать тот автомобиль, который находится во владении.

И все бы ничего, но, чтобы купить новую машину, нужны деньги, а россияне в целом не стали богаче за последние годы, скорее наоборот. Именно поэтому ожидать роста продаж легковых автомобилей не стоит, а более заметное влияние на рынок послепродажного обслуживания будут оказывать автомобилисты, которые уже владеют машинами.

Логично предположить, что в таком случае при обратной замене общественного транспорта на личный среднегодовые пробеги будут расти. Но нет! «А куда в таких условиях они будут ездить? – справедливо спрашивает Александр. – Если карантин продлится долго (а это буквально 3–6 месяцев), чтобы успели разориться рестораны, кафе и центры досуга, то некуда будет ехать за развлечениями».

Удаленка будущего

Но и это еще не самый мощный фактор. Уже сейчас образовалась почва и для другого более значимого для рынка послепродажного обслуживания тренда. Большое количество людей соблюдают режим самоизоляции и работают из дома. «Так весьма быстро они убедятся в том, что могут работать эффективно и на удаленке, – рассуждает Александр. – А потому многие будут ездить на работу как минимум реже, то есть не в ежедневном режиме».

По словам эксперта, в структуре всего пробега автопарка России ежедневные пробеги по маршруту «дом – работа – дом» составляют почти 80%. И в новых условиях пробеги могут уменьшиться, по сути, на эти 80%. К тому же многие сотрудники будут уволены, так как работодатели поймут, что смогут обойтись без них совсем или найти тех, кто согласится работать дешевле на удаленном режиме. «Это опять же будет способствовать снижению величины пробега», – говорит Александр.

Страдающие коммерсанты

Уже сейчас понятно, что в краткосрочной перспективе ресторанный, туристический бизнесы, а также сфера авиаперевозок пострадают больше других. А в долгосрочной перспективе самым пострадавшим видом бизнеса станет сфера услуг по сдаче в аренду офисных помещений. Зато сервисы кратковременной аренды помещений, коворкинги, ждет активный рост.

корона_1

Карантин съедает пробеги и продажи

«Но вернемся к пробегам и сервисному обслуживанию, – продолжает Александр. – К примеру, сделаем простой расчет. В прошлом году, по данным компании Gruzdev-Analyze, пробег личных легковых автомобилей в России составил 12 719 км за год. При этом 78% этого пробега формировалось ежедневными маршрутами «дом – работа – дом», а остальную долю составили пробеги «квартира – дача» и «дом – магазин». Предположим, что на время карантина мы потеряли пробеги «дом – работа – дом», но пока оставили поездки в магазины и на дачи. Также предположим, что так поступила только половина автомобилистов, а вторая половина ведет себя так же, как и годом ранее.

Тогда получим, что в 2019 году средний пробег в день составлял 35 км. На период карантина для изменивших свое поведение он уменьшится на 78%, до ежедневных 7 км. Тогда каждый день карантина снижает общий пробег парка почти на 0,5 млрд км. И если пересчитать на продажу запчастей и расходников, окажется, что каждый день карантина – это минус почти 300 тыс. литров масла или 20 тыс. тормозных колодок... Каждый день! Для некоторых производителей это будет означать полное схлопывание их бизнеса, а для других серьезную потерю в объемах продаж. Остается только надеяться, что карантин продлится недолго, летом многие водители поедут в путешествия на своем автомобиле и рынок наверстает упущенное».

Парады банкротств

Производителям автокомпонентов, расходных материалов и ГСМ необходимо скоординировать свои планы с учетом такого расчета. «К этому стоит прибавить еще и эффект того, что вряд ли после снятия карантина все начнут ездить на работу в прежнем объеме, – рассуждает Александр. – А это говорит о том, что рынок едва ли вернется к «докоронавирусным» показателям». Это значит, что продаваться будет меньше: меньше бензина, шин, масла и колодок, меньше будет совершаться сервисных операций. Это приведет к тому, что наименее эффективные автосервисы, оптовые компании, а также компании-производители уйдут с рынка, закроются и разорятся.

По мнению эксперта, ожидать большого числа банкротств стоит уже в ближайшие 6–12 месяцев.

Позитивный эффект

При таких обстоятельствах возможно ли ожидать каких-то положительных трендов в сфере автобизнеса? Они будут, но затронут главным образом сегмент легких коммерческих автомобилей. «Можно прогнозировать рост продаж на рынке LCV в связи с увеличением объемов доставок, – считает Александр. – Делать ставку на рост услуг доставки при помощи дронов или роботов пока еще рано, особенно в России.

Но тем не менее уже сейчас можно рассмотреть возможность инвестировать в компании, которые занимаются разработкой таких устройств. Также рост спроса на доставки коснется и сферы послепродажного обслуживания, поскольку не только повысится спрос на новые автомобили этого сегмента, но и вырастут пробеги существующего парка».

По мнению эксперта, нынешний кризис даст стимул развитию беспилотных автомобилей. «Беспилотники» станут «здоровой» альтернативой машинам такси, так как их проще дезинфицировать и нет риска заразиться от водителя. Кстати, сервис каршеринга, особенно в краткосрочной перспективе, пострадает так же, как и сфера общественного транспорта.

Больше прагматизма

«С развитием услуг по доставке, с ростом в сфере логистики и на рынке LCV будет происходить смещение спроса в сегмент корпоративных клиентов, – добавляет Александр. – А продажа товаров и услуг корпоративным клиентам имеет свои характерные особенности. Меньше эмоций, больше прагматизма. Чтобы не быть голословным, можно добавить, что уже на этой неделе крупный ретейлер США, компания Walmart, объявил, что ему потребуется 100 000 сотрудников для работы по сборке заказов и их доставке в ближайшие 3 месяца. Также сервис доставки Instacart сообщил о том, что ожидает роста в 300 000 рабочих мест в 2020 году. Поэтому с очень большой долей вероятности коронавирус не развернет кардинально ситуацию, а лишь ускорит уже действующие тенденции».


Посмотрите похожие материалы: