Эта статья научит вас определять поломки в системе кондиционирования. А также расскажет, что делать, чтобы кондиционер работал исправно долгие годы, радуя пассажиров и водителя автомобиля свежим воздухом.
Первый кондиционер установили в карете
Инженеры давно задались вопросом, как сделать температуру воздуха в салоне максимально комфортной. Первыми в этом преуспели американцы, для которых комфорт всегда был важен.
Сначала на американские кареты и первые авто (самодвижущиеся экипажи) ставили поддоны с колотым льдом и вентиляторами, однако из-за множества неудобств такое техническое решение не прижилось.
В массовое производство автомобильный кондиционер поступил в 1939 году, его начали устанавливать на автомобили американской марки Packard, затем эстафету подхватил Cadillac, далее – и другие.
Климатические установки тех лет уже имели компрессор, испаритель и конденсор, но пользоваться ими было не особо удобно. Ведь, чтобы включить кондиционер, приходилось останавливаться и глушить мотор, выключение сопровождалось аналогичными действиями.
Охлаждающий газ
Прогресс стал возможен благодаря тому, что в 1928 году компания General Motors синтезировала рабочий хладагент для кондиционера, дала ему название «Фреон» и внутреннее обозначение R-12, прослужил фреон в автомобильных климатических установках аж до 1992 года. Позже его заменили на хладагент R-134a как более безвредный для экологии.
Агрессивная среда
По сравнению с обычным автомобильный кондиционер всегда работает в экстремальном режиме: конденсор стоит впереди основного радиатора и принимает на себя всю грязь, песок и химию. Тряска часто сказывается на работоспособности системы, алюминиевые и армированные резиновые трубки находятся в зоне риска, особенно если автомобиль бюджетный, имеет почтенный возраст или побывал в аварии. Случаев, когда трубки перетираются об элементы кузова, великое множество.
Неприятный запах
При эксплуатации автомобиля с кондиционером всегда обращайте внимание на наличие неприятного запаха в салоне. Вопреки расхожему мнению, неприятный запах появляется не от того, что давно не меняли салонный фильтр, а из-за скопившейся грязной воды в блоке испарителя. Там начинают размножаться бактерии, попадая прямиком в салон и в легкие пассажиров. Причина может быть в том, что забилась дренажная трубка. Тогда лучше сразу на сервис.
На рынке есть немало специальных химических составов для обработки полостей в блоках климат-контроля, в которых содержатся антисептики, препятствующие размножению бактерий и появлению неприятного запаха. Но мы советуем бороться с причиной, а не со следствием.
Систематическая мойка
Самая распространенная причина недостаточного охлаждения воздуха кондиционером – сильно загрязнен конденсор (внешний радиатор кондиционера), который отдает в атмосферу недостаточно тепла, чтобы быстро перевести хладагент из газообразного состояния в жидкое.
Иногда с внешней стороны он может выглядеть вполне приемлемо, но не факт, что между конденсором и радиатором охлаждения двигателя не набилась грязь, которая значительно снижает теплообмен.
С чисткой конденсора важно не переборщить, и лучше не просить мойщика пройтись керхером по радиаторам. Конденсор – нежная деталь, мощная струя легко расплетет его алюминиевые соты, так что сначала продуваем все сжатым воздухом и только потом обрабатываем поверхности водой под минимальным напором. Это можно сделать как самостоятельно, так и на станции техобслуживания.
Проверьте вентилятор
Менее распространенный вариант – не работает вентилятор конденсора. Бывает, его просто неправильно подключили, бывает, выработали свой ресурс подшипники или щетки (обычно этот узел неразборный и его придется менять) или есть проблемы в электросети.
Главное, будьте аккуратны при проверке, не стоит трогать пальцами лопасти, если кондиционер включен.
Низкое давление
Также крайне распространенная причина слабого охлаждения – недостаток хладагента в контуре. Дело в том, что газ, даже при условии нормальной герметичности системы, в зависимости от ее конструкции уходит через прокладки и уплотнительные кольца. Нормальным расходом фреона считается 10–15% в год от общего объема заправки.
Диагностику на объем и утечки хладагента для машин до пяти лет лучше проводить не реже чем раз в два года, для более пожилых автомобилей – ежегодно.
Ищите утечки
Но если расход хладагента идет слишком интенсивно, значит, есть утечка, визуально ее обнаружить довольно тяжело из-за тесной компоновки современных моторов.
Эффективный, но одновременно и самый трудозатратный способ обнаружить утечку – проверка системы при помощи ультрафиолетовой лампы. Кондиционер вместе с фреоном заполняется специальным красителем, который светится в лучах ультрафиолета. Процесс долгий и недешевый, так как после диагностики придется слить весь оставшийся фреон с маслом и заполнить кондиционер по второму разу. Прибавим к цене работ замену вышедших из строя деталей и сам ремонт.
Смотрим глубже
Не стоит забывать и о работоспособности такого важного элемента климатической установки, как испаритель. Он находится под торпедо автомобиля и прикрыт фильтром. Но через воздуховоды способен «нахвататься» осенней листвы или тополиного пуха, да и просто грязи из луж, и потерять возможность получать необходимый приток воздуха. Заодно может забиться и салонный фильтр.
Сложность в том, что добраться до испарителя бывает очень непросто, так что в этом случае почти всегда придется обращаться к профессионалам.
Нетривиальные сложности
Могут быть и иные причины недостаточного обдува – например, соскочил один или несколько воздуховодов, так часто бывает при некачественном ремонте авто.
Либо виноватым окажется блок управления климат-контролем, который отвечает за интенсивность обдува и расположение заслонок. А может быть, вышел из строя перепускной клапан, о чем мы подробно рассказывали в прошлом выпуске журнала.
Еще в российских реалиях всегда стоит помнить о перепадах температур, влажности, грязи и реагентах. Тут прежде всего страдают контакты и датчики.
Компрессор
Часто в отказе компрессора виноваты сами пользователи, которые по каким-то причинам долгое время (год-два) пользуются автомобилем с разгерметизированной системой кондиционирования.
Поломка обычно случается, когда хозяин все-таки решил реанимировать климатическую установку. За прошедшее время внутрь попала грязь, а в компрессор, который находится в нижней точке, стекло все масло, либо масла там вообще не осталось, что одинаково плохо и грозит заклиниванием компрессора.
Компрессор может не функционировать еще по ряду причин – например, отказала электромагнитная муфта, или имеет место банальный механический износ. Особенно сильно мастера ругают компрессоры постоянного вращения, у которых часто выходят из строя подшипники.
Включайте чаще
Чтобы продлить жизнь климатической системе, достаточно соблюдать простые правила. Первое – даже если нет необходимости в охлаждении салона, климатическую установку желательно включать не реже одного раза в месяц, чтобы не высыхали сальники компрессора и не «убегал» фреон.
Зимняя эксплуатация
Многие пользователи опасаются активировать систему в холодное время года, но сегодня этот страх не актуален. Современные кондиционеры просто не включатся, если блок управления по сигналу с соответствующих датчиков решит, что какая-то из деталей системы может пострадать.
Поэтому зимой включать кондиционер не только можно, но и нужно. Опытные водители знают, что зимой в салоне машины скапливается много влаги, приводящей к запотеванию и обмерзанию окон изнутри. Дабы подобного не происходило, нужно просто включить кондиционер, прямо вместе с печкой.
Посмотри в окошко
Контролировать время от времени уровень хладагента тоже не вредно – в некоторых конструкциях имеются специальные окошки, но, к сожалению, не во всех. Если в вашем авто окошка нет, для контроля придется обратиться на станцию, где проверят внутреннее давление системы. Как часто это делать, мы писали выше.
Неэкономная экономия
В заключение отметим, что сегодня на рынке появилось много недорогих комплектующих для систем кондиционирования, родом из Азии. Советуем избегать откровенно демпинговых производителей запчастей. Ведь высокое давление внутри системы, необходимость точности изготовления деталей и абсолютной герметичности ставит высокие требования перед производителями автокомпонентов, которые просто невозможно выполнить условно бесплатно.