Недавно РБК опубликовал интересный документ, содержащий собственное исследование экономических показателей прошлого года крупнейших компаний, работающих в России. Составлять подобные рейтинги очень непросто. Сложность в том, что фирмы могут предоставлять свою отчетность не только в значительно отличающихся между собой формах (стандартах), а даже в разных валютах. А что в прошлом году происходило с курсами валют, я думаю, помнит каждый. У составителей рейтинга на этот счет есть своя методика, позволяющая, преодолев разнобой, привести данные к сравнимым результатам.
Критерием включения компании в рейтинг послужила годовая сумма выручки, превышающая 15 млрд рублей. Эта достаточно большие деньги, и нужно сказать, что лет 10 назад установленный барьер преодолели бы не больше сотни компаний России, а из автомобильной отрасли в число столь богатых попали бы единицы. В прошлом году 500 компаний, контролируемых государством или российскими собственниками (отсюда название рейтинга «РБК-500»), и еще 143 «дочки» иностранных компаний преодолели установленный барьер. Совокупная выручка российских компаний, вошедших в рейтинг, составила 56 трлн рублей, что сопоставимо с 77% ВВП страны.
Благодаря значительному охвату исследование РБК для нас даже более интересно, чем те, что время от времени публикуют Forbes или другие исследователи. В новом рейтинге расставлены по ранжиру больше компаний, которые так или иначе можно отнести к автомобильной отрасли. По итогам прошлого года таких оказалось около 9% от общего числа компаний, включенных в рейтинг. Расстановку сил можно увидеть в приведенной здесь таблице. Она представляет собой выборку из итоговой таблицы рейтинга «РБК-500», включающую в себя только «автомобильные» компании. Порядковый номер позволяет судить о месте компании в полном рейтинге. Чтобы как-то отличать «местных» от «иноземцев», «дочкам» иностранных компаний не присвоен порядковый номер.
Как бы ни была красноречива сама таблица, она все-таки требует некоторых комментариев.
С продажами автомобилей в прошлом году происходили небывалые вещи. Свалившись в середине года, они стремительно выросли в самом его конце. И средний «показатель по больнице» оказался не совсем уж плох – 2,6 млн проданных автомобилей всех видов (вместе с импортом). Некоторые специалисты называют объем продаж новых автомобилей (как и объем продаж недвижимости) флюгером экономики. В прошлом году этот «золотой петушок» был очень неспокоен.
Из приведенной таблицы прекрасно видно, кто в отрасли снимает сливки. Это, конечно, продавцы автомобилей. Их суммарная выручка составила 1975 млрд руб. (тогда как производителям досталось всего 1606 млрд руб.), и у большинства из продавцов с экономикой все хорошо. Это прибыльные, успешные фирмы. Даже экономические показатели объявившей об уходе с рынка компании «Хонда Мотор Рус» выглядят не так уж плохо.
Совершенно другая картина среди автомобилестроителей (где «ВАЗ» уже не самый-самый). Практически все они сработали с убытком. Небольшая прибыль «КАМАЗа» как-то блекнет на фоне убыточности прошлых лет. Исключение составляют две компании: хорошую прибыль стала приносить компания «Рено Россия» и стабильно высокие экономические результаты показывает региональный проект «GM – АвтоВАЗ». Chevrolet Niva при относительно низких затратах много лет дает устойчивую прибыль и давала ее даже в самые кризисные годы. С экономической точки зрения это один из самых успешных проектов, осуществленных в России, а в автопроме, наверно, самый успешный.
Новые автомобильные заводы рассчитаны и, значит, будут прибыльны при гораздо большем, чем сейчас, объеме выпуска. (Общая мощность всех автосборочных производств России превышает 3 млн легковых автомобилей в год, а продают сейчас в нашей стране всего около половины от этого значения.)
В рейтинг «РБК-500» не вошли целые отрасли. Среди оставшихся за «чертой бедности» практически весь автокомпонентный сектор автопрома. В таблице из «автокомпонентщиков» только самые крупные продавцы шин и компания Robert Bosch, но в отчетность последней вошли не только автокомпоненты и запчасти, но и электроинструмент и бытовая техника. (Кстати, среди других тоже есть компании со «смешанным» ассортиментом, например «Комацу СНГ», в отчетность которой включена не только спецтехника, производимая в том числе в Ярославле, но и промышленное оборудование, поставляемое этим японским концерном.)
Производство автокомпонентов в России требует серьезных затрат и дает относительно небольшие деньги. Эту сферу никто не собирается развивать, пока ее отсталость не мешает зарабатывать деньги «китам» отрасли. Похоже, такое время уже наступает, уже начинает мешать. Сама экономика требует местного, а значит, дешевого производства автокомпонентов для терпящего убытки российского автосборочного сектора автопрома. Подтвердить это смогли бы сравнения поставок автокомпонентов прибыльных и убыточных автосборочных предприятий, что, к сожалению, находится пока вне пределов доступных документов.