Рынок запчастей.  Акт первый

Рынок запчастей. Акт первый

30.06.2022 - 22:32
Приблизительное время чтения: 4 минуты. Интересно, но нет времени читать?

Фраза «В интересное время живем» не теряет своей актуальности уже больше двух лет. Сначала в нашей жизни появилась всемирная пандемия, с которой все только стало понятно, как вдруг на рынок обрушились новые реалии. Как быть теперь с автозапчастями, как будут обстоять дела с наличием товара, логистикой, а самое интересное, с ценой? Вот вопросы, которые мучают не только профессионалов, но и простых обывателей. Разводить руками, впадать в рефлексию и хвататься за голову по этому поводу можно бесконечно долго, только толку от этого абсолютно никакого нет. Единственное, что нам остается, – это наблюдать и составлять примерную картину ближайшего будущего.

Завязка

С начала цунами санкций, запретов и уходов с рынка прошло уже немало времени, что позволяет дать хоть какую-то минимальную оценку происходящему. Поставки автозапчастей в Россию прекратили большинство производителей. Складские запасы распродают в два раза дороже. Участники отрасли прогнозируют начало дефицита. Логистические цепочки, и без того разрушенные в пандемию, оказались под двойным ударом. Многие пользователи уже отмечают «сказочные» цены на нужные расходники. Клиенту, который приезжает менять тормозные диски и колодки и уезжает, округлив глаза, с мыслью «Ну еще неделю отъезжу и на общественный транспорт куплю «Тройку», на СТО сочувственно смотрят вслед и разводят руками. Объяснение одно – курс плавает, ситуация с поставками неясна, мы сами не знаем, что нас ждет с закупочной ценой, поэтому приходится перестраховываться.

1

Немного драмы

Но в это же время появляется и альтернативное мнение, что истерию наводим мы сами, что совсем без запчастей не останемся. Всегда можно найди б/у деталь на разборке за родные рубли, ну, конечно же, никто не отменял Китай с его уникальной способностью производить все что угодно и смотреть на авторские права сквозь пальцы.

Более того, в кулуарах активно обсуждается начало работы по быстрому поиску путей обхода санкций: другие бренды, другие коробки, свой продукт. Азия понимает, что второго такого шанса выбить европейских поставщиков не будет, надо действовать здесь и сейчас. Наверняка в Старом Свете этот маневр прекрасно осознают и заняты тем же – многие заводы стоят в Поднебесной. Также бытует мнение, что огромный российский рынок быстро перестроится на восточные ворота и продолжит функционировать в том же режиме. А вот европейские производители, которые не пойдут на аферу, пострадают по полной программе – их доли и прибыли сократятся в разы, если вообще останутся.

2

Подковерные игры

В любом случае безвыходной ситуация не будет. Если обратиться к опыту не автомобильной индустрии, а, например, рынка одежды, в котором многие бренды демонстративно покидали Россию, громко хлопнув дверью, то мы увидим, что уйти-то они ушли, а вот форточку для себя оставили открытой. Кто-то просто сократил название до двух символов, и все заиграло новыми красками, а кто-то прикрылся франчайзингом, вот вам и громкие театральные акты под названием «Уходя, мы не сжигаем мосты». Как благородно...

Что же касается автомобильного мира, то тут тоже не все прозрачно и очевидно. Россия – большой и выгодный рынок. Кусать себя за локти никому не хочется, но на другой чаше весов общественное мнение и давление со стороны государства производителя. Вот и приходится выдумывать пятое колесо.

3

Стакан наполовину полон или пуст

Да и дилеры ясности не добавляют. Кто-то смотрит оптимистично: и товаров на складе достаточно, и пути для поставок можно найти, если постараться, и цену можно сдержать при желании. Но, конечно, в противовес находятся те, кто говорит, что некоторые представительства автобрендов приостановили отгрузки запасных частей на дилерские предприятия. Но пока собственные запасы дилеров позволяют проводить полноценное обслуживание и ремонт. Что субъективно, запаса хватит ненадолго, а дальше могут начаться перебои с наличием запчастей. Если речь идет о сложных ремонтах и поставке запасных частей из других стран, сроки назвать затруднительно. Цены в ближайшее время вырастут минимум на 15–20%.

Другие уверенно заявляют, что на фоне роста курса валют и изменения ключевой ставки стоимость новых автомобилей в целом будет пересмотрена в ближайшее время в сторону увеличения. Кто-то советует в качестве альтернативы автомобилистам обратить внимание на неоригинальные, но качественные автозапчасти, но также предостерегает, что, если окажется, что причиной поломки гарантийного автомобиля станет неоригинальная запчасть, то производитель может снять машину с гарантии. Поэтому важно работать со знакомыми марками или советоваться с самими дилерами по поводу замены деталей.
 

Отсюда паника и полное непонимание, за что хвататься. Бежать покупать сейчас про запас, а то потом не будет или будет, но в 10 раз дороже? Или не бежать, а подождать, пока все устаканится, и устаканится ли? Все эти вопросы остаются открытыми, и, как в начале этой статьи, мы повторим, что впадать в панику нет никакого смысла, следует с головой подойти к делу, а время все расставит на свои места.


Посмотрите похожие материалы: