Тормозные колодки: правильный выбор

Тормозные колодки: правильный выбор

13.05.2021 - 10:25
Приблизительное время чтения: 11 минут. Интересно, но нет времени читать?

Современный российский рынок автозапчастей предлагает чрезвычайно широкий выбор всевозможных тормозных колодок, различающихся своими характеристиками, свойствами, качеством и т.д. Как сориентироваться в этом многообразии? Давайте разбираться вместе.

На самом деле вопрос выбора тормозных колодок – вопрос совсем не праздный. Только давайте сразу уточним: отвечая на него в этой публикации, мы будем говорить исключительно о выборе, а не о подборе. Чувствуете разницу?

С подбором, как показывает практика, все более-менее понятно. Он особых проблем обычно не вызывает. Только частности. У нас есть VIN, каталожный номер детали, кроссы – остальное дело техники. Автосервисы сегодня обладают достаточными технологическими и информационными ресурсами (если, конечно, хотят таковыми обладать), чтобы безошибочно и оперативно подобрать тормозные колодки фактически на любую марку и модель автомобиля вне зависимости от года выпуска. Мастеру достаточно вбить необходимые сведения в программу и… А вот тут начинается самое интересное, о чем мы, собственно, и поведем речь.  

тормозные колодки

Комплекс опасных заблуждений

Самое интересное – это как раз огромный выбор, который предлагается современным российским рынком автозапчастей, буквально по каждому каталожному номеру тормозных колодок. Оригинал, премиум-бренды, бюджетники, прайват-лейблы, безликие «китайцы» и т.д. – и это только довольно крупными мазками по основным сегментам. А ведь есть еще не основные и всяческие пограничные, да и внутри каждого из сегментов ситуация не такая уж и ровная, как представляется на первый взгляд. Мы знаем про более агрессивные и менее агрессивные тормозные колодки, про более мягкие и более жесткие и т.д. Как в этом-то ориентироваться? Или брать, что подвернется, особо не задумываясь?

Проблема в том, что, если задумываться не будете вы – представитель СТО, несомненно, позиционирующей себя как компетентная, профессиональная организация автомобильного сервиса,  – задумываться придется вашему клиенту. Более того, ваш клиент, будьте уверены, и так регулярно задумывается, видя всю эту мультибрендовую вакханалию, и если вы не дадите ему столь же компетентный, профессиональный ответ, он побежит за ним в интернет. А там такое!

Не зря говорят: интернет все стерпит. В отношении тормозных колодок он терпит, кажется, даже сверх того. Какими только чудовищными классификациями не пестрит виртуальное пространство, предлагая выбирать тормозные колодки настолько же замысловатыми, насколько и нелепыми способами. Вплоть до цвета колодок.

Нет, конечно же, определенное разумное зерно в предлагаемых классификациях есть, но средневекового мракобесия несравнимо больше. Только представьте себе выбор тормозной колодки по цвету! А автомобили по цвету они не пытались выбирать? Да, спорткары очень часто окрашивают в красный цвет, но в него же окрашивают и пожарные машины. И тихоходные малолитражки тоже встречаются в красном цвете. Просто потому, что никакой прерогативы на красный цвет ни у кого нет. Не существует никаких ограничений в отношении расцветки – мы, по счастью, еще не на Плюке с его четкой цветовой дифференциацией: красные колодки – три раза «ку». Поэтому в реальном мире тормозные колодки могут быть какого угодно цвета, обладая при этом совершенно различными, никак не привязанными к колеру характеристиками.

Или выбор по составу. Безусловно, интересный взгляд на вопрос. «Металлические», «полуметаллические», «низкометаллические», «органические» (вы серьезно?)… В общем и целом, если не вдаваться в подробности, выглядит в принципе логично. Вот только скажите на милость, как простой российский (или, скажем, европейский) автосервис и тем более самый обычный автолюбитель смогут определить состав фрикционной смеси? Какие лабораторные возможности у них должны быть, какой исследовательской подготовкой они должны обладать?

Но ведь диванные эксперты интернета не унимаются, они идут дальше, они точно говорят, какая доля металлов присутствует в так называемых «полуметаллических» тормозных колодках, в «низкометаллических» и т.д. Такое ощущение, что информацию высшей степени секретности им напрямую транслируют из штаб-квартир глобальных производителей автокомпонентов, консультируясь при этом – не слишком ли много добавили? 

А еще говорят о трех категориях тормозных колодок: OE, вторичный рынок (который почему-то на 10% – именно на 10% – хуже оригинала) и для поставок в развивающиеся страны. Чушь, полнейшая чушь и несусветный бред! Причем, пользуясь небольшим наличием, как уже было отмечено, разумного зерна, всю эту гуляющую по закоулкам измученного сознания ересь пытаются выдать – и зачастую довольно успешно – за чистую монету.

Из-за чего механикам и мастерам действительно профессиональных, компетентных СТО потом приходится краснеть и смущаться в разговоре с начитавшимися подобной ахинеи клиентами, не понимая, как им возразить, чтоб и тактично было, и по делу. Ну ведь правда нельзя по внешнему виду точно определить, спортивная эта тормозная колодка или условно «гражданская», чересчур агрессивная или достаточно мягкая… Хотя при этом, да, безусловно, тормозные колодки бывают разные. С большим присутствием металлических частиц или с меньшим, с медью или модные cuprum/copper free, для стандартных или более экстремальных условий эксплуатации и т.д. И во всем этом надо разбираться.

Как? Элементарно. Не нужно ходить к хиромантам в интернет, надо просто научиться грамотно читать саму тормозную колодку, на которой все подробно изложено. В автомобилях, пожалуй, нет больше ни одной другой настолько красноречивой детали, которая содержала бы столько полезной информации о себе на самой себе.  

колодки

Стандартизированная маркировка

Если в отношении цвета тормозных колодок априори не существует никаких стандартов, то их маркировка (по крайней мере, колодок, предназначенных для европейского рынка) строго стандартизирована. Во-первых, на них обязательно должна присутствовать информация о производителе самой колодки в сборе, о производителе используемой фрикционной смеси и разработчике тормозной системы. Именно поэтому на некоторых колодках можно увидеть сразу несколько логотипов различных фирм. Причем на оригинальных колодках будут нанесены марка автопроизводителя и лого непосредственного изготовителя. Во-вторых, непременно указывается целый ряд идентификационно-технологических сведений, включающих знак соответствия требованиям R90, а также каталожный номер, номер партии, международный код и проч., о которых расскажем подробнее.

R90

На всех тормозных колодках, одобренных для продажи на территории ЕС и стран, принявших правила ЕЭК ООН (Европейской экономической комиссии ООН), к числу которых относится и Российская Федерация, обязательно должна стоять маркировка, подтверждающая их соответствие действующему регламенту. Правило №90 ЕЭК ООН (сокращенно «ECE R90») – это регламент ЕЭК, определяющий требования к конструкции, технологическим параметрам и рабочим характеристикам, а также протоколы испытаний сменных тормозных накладок/колодок для дорожных транспортных средств и прицепов.

ЕСЕ R90 требует, чтобы тормозные колодки проверялись на работоспособность, устойчивость к низким температурам и возможность замены при обслуживании тормозной системы. Допускается отклонение их фрикционных характеристик от характеристик оригинальных аналогов не более чем на 15%. Это значит, что фрикционные характеристики конкретной тормозной колодки не более чем на 15% слабее характеристик оригинального продукта или превосходят его с любым значением.

Кроме того, для тормозных колодок требуется герметичная упаковка с функцией контроля вскрытия.

Знак соответствия имеет вид нанесения «R90» и большой буквы «Е» в круге, рядом с которой располагается цифровой код. Вот тут часто имеет место ошибочное суждение. Данный код говорит не о стране – производителе тормозной колодки, а о стране, где были проведены сертификационные испытания и выдано заключение ЕСЕ R90.

Список стран: 1 – Германия, 2 – Франция, 3 – Италия, 4 – Нидерланды, 5 – Швеция, 6 – Бельгия, 7 – Венгрия, 8 – Чешская Республика, 9 – Испания, 10 – Югославия, 11 – Соединенное Королевство, 12 – Австрия, 13 – Люксембург, 14 – Швейцария, 15 – не присвоен, 16 – Норвегия, 17 – Финляндия, 18 – Дания, 19 – Румыния, 20 – Польша, 21 – Португалия, 22 – Российская Федерация, 23 – Греция, 24 – Ирландия, 25 – Хорватия, 26 – Словения, 27 – Словакия, 28 – Беларусь, 29 – Эстония, 30 – не присвоен, 31 – Босния и Герцеговина, 32 – Латвия, 33–36 – не присвоены, 37 – Турция, 38–39 – не присвоены, 40 – Северная Македония, 41 – не присвоен, 42 – Европейское сообщество (Официальные утверждения предоставляются его государствами-членами с использованием их соответствующего символа ЕЭК), 43 – Япония.

Из всего этого следует главное: на продаваемых в нашей стране тормозных колодках – абсолютно всех официально разрешенных для продажи колодках – должен стоять знак ЕСЕ R90. Никакие другие знаки его не заменяют, поскольку только колодки с этим знаком подходят для эксплуатации в наших природно-климатических условиях на сертифицированных в России автомобилях, обеспечивая регламентированное качество торможения.

А все красивые байки про то, что, например, S – это «спортивные» и можно без R90, являются не просто невинным заблуждением, а очевидным неприкрытым обманом, грозящим самыми неприятными последствиями. Поскольку колодки с такой маркировкой абсолютно не предназначены для использования в России. В любом режиме. Хоть спортивном, хоть тихоходном.   

SAE J661

Но ЕСЕ R90 – это лишь полдела. О конкретных характеристиках колодки он представления не дает, говоря лишь о том, что колодка качественная. Поэтому обратимся ко второму важному документу, сведения из которого также должны обозначаться на каждой колодке.

Вообще, совершенно непонятно, зачем диванные эксперты пыжились и придумывали доморощенные типологии, когда уже много десятилетий действует логически понятная и четко выверенная классификация, представленная в SAE – Сообществе автомобильных инженеров (организация, хорошо известная по классификации моторных масел), – J661.

Конечно же, SAE J661 – это не классификация как таковая. Это стандарт, в котором изложена методика испытаний для определения коэффициента трения тормозных колодок. По результатам этих испытаний каждой колодке присваивается двухбуквенный индекс, где первая литера обозначает средневзвешенный коэффициент трения в, скажем так, стандартном температурном диапазоне (измерения при нагреве колодки до 90°С, 122°С, 149°С и 205°С). Вторая – коэффициент трения перегретой колодки, рассчитанный уже на основании измерений в десяти температурных значениях.

Расшифровка обозначений SAE J661:

Код     Коэффициент трения   

C         до 0,15

D         от 0,15 до 0,25

E          от 0,25 до 0,35

F          от 0,35 до 0,45

G         от 0,45 до 0,55

H         от 0,55 до 0,8

Z          не определен

Собственно, двухбуквенный индекс SAE J661 – это все, что нужно знать для того, чтобы получить исчерпывающее представление о характеристиках тормозной колодки. И не надо ни к кому приставать, выпытывая ее состав, – такую информацию вам все равно никто не предоставит. А если бы и предоставил, то какой, интересно, вывод вы могли бы сделать, зная, что в колодке, например, 10% фенолоальдегидного полимера, 10% графита, 20% сульфидов металлов и т.д.?

Да никакого! Потому что с точки зрения эксплуатации важен на самом деле не состав, а то, как колодка работает. Безусловно, два этих понятия – состав и функциональность – взаимосвязаны. То есть состав определяет функциональность, но непосвященному человеку он не скажет ровным счетом ничего. Да и специалисту тоже нужно будет хорошенько поразмыслить, потому что число комбинаций – бесчисленно и влияние имеет каждый процент. А возможно, и его доли.

В этой связи коэффициент трения – в миллион раз более наглядная и красноречивая характеристика, точно описывающая функциональность тормозной колодки.


Выбор

Итак, что же расскажет нам индекс SAE J661, присутствующий, повторимся, на каждой качественной тормозной колодке, если она изготовлена добросовестным производителем и не относится к сумрачному сегменту подделок?

Все просто. Как видно из расшифровки, чем старше буквенный код, тем коэффициент трения выше. С одной стороны, это говорит о более эффективном торможении, с другой – о более сильном агрессивном воздействии тормозной колодки на диск. Поэтому гнаться за колодками «НН» нет никакой нужды. Более того, колодки с таким индексом нужны только для самых экстремальных условий торможения, когда ресурс пары «колодка-диск» отступает на второй план.

В обычной городской, сельско-дачной и не изобилующей высокими нагрузками на тормозную систему жизни с головой хватит колодок «ЕЕ». Вообще, обратите внимание, что букв именно две. Не одна, не три или четыре, а две. Почему? Потому, что важно не только само абсолютное значение коэффициента трения, но и соотношение коэффициентов в двух ключевых температурных режимах.  

Так, если второй код выше первого (допустим, «ЕG»), это значит, что тормозные колодки требуют прогрева и холодными менее эффективны. Иными словами, эти колодки хорошо подойдут для спортивного, агрессивного вождения. То есть они и при нормальном вождении достойно справятся со своими задачами, но их потенциал лучше всего раскроется при нагрузках, близких к максимальным. Если таких нагрузок не возникает, эти колодки ни к чему. Не надо за них переплачивать.

В обратном случае (допустим, «GЕ») перед нами, скажем так, низкотемпературные колодки, при разогреве теряющие свою производительность. Поэтому слишком сильно нагружать их не стоит. Они успешно работают при стандартных температурах, но при перегреве теряют производительность.

В целом для стандартной эксплуатации уместно использовать тормозные колодки с равнозначными кодами – «ЕЕ», «FF». И чем тяжелее автомобиль, чем большую нагрузку он испытывает в процессе движения (может быть, на нем самозанятый водитель регулярно доставку тяжелых заказов осуществляет), тем эти коды должны быть выше: «GG», «HH».

А переплачивать за более высокий коэффициент трения без необходимости совершенно не надо. Более того, применение несоответствующих тормозных колодок без объективных причин увеличивает износ пары «колодка-диск» и приводит к дополнительным затратам. 

Вот, собственно, и все главные правила выбора без заумного металловедения и вымученных классификаций, абсолютно далеких от реальности.


Посмотрите похожие материалы: