В центре внимания – амортизатор

В центре внимания – амортизатор

28.04.2022 - 10:57
Приблизительное время чтения: 12 минуты. Интересно, но нет времени читать?

Исправность амортизаторов автомобиля – одно из основных условий обеспечения безопасности его движения и уверенного управления транспортным средством. Об основных симптомах снижения эффективности системы демпфирования, способах и методах ее проверки, а также сокращения износа и, как следствие, продления срока службы мы расскажем в данной публикации.

аморт

На страже безопасности

Подробно объяснять основные функции амортизаторов автомобиля особой нужды нет. Профессионалы, равно как и подавляющее большинство опытных водителей, совершенно четко понимают, за что они главным образом отвечают. Во-первых, это гашение колебаний кузова, вызванных разнообразными воздействиями на подвеску автомобиля (проезд по неровностям и т.п.). Во-вторых, обеспечение максимальной стабильности кузова (и возвращение его в горизонтальное положение) при совершении маневров. А вот третий пункт, к сожалению, нередко упускают из виду, хотя его значение не менее, а, скорее, даже более важно, чем первых двух, работая в неразрывной с ними связке. Эта обязанность амортизатора заключается в необходимости постоянно удерживать колеса транспортного средства на земле.

Подвеска автомобиля может включать спиральные пружины, листовые рессоры или торсионы, чтобы машина могла безопасно и мягко (без неприятных ударов и тряски) преодолевать неровности и изъяны дорожного покрытия. Перечисленные компоненты ходовой части довольно успешно (каждый по-своему) справляются с ускорением, замедлением, поворотами и ударами, но колеблются – и будут продолжать колебаться, если на них не начнет воздействовать внешняя сила.

С одной стороны, паразитные колебания контролирует и отчасти помогает погасить собственный вес транспортного средства, но одного лишь его недостаточно. Вот тут-то на выручку и приходят амортизаторы, которые, гася колебания упругих элементов подвески, препятствуют возникновению критичных кренов кузова в поперечной и продольной плоскостях (например, «пикирования», то есть характерного «клевка» фронтальной части при торможении). Тем самым они обеспечивают сохранение контакта колес с дорогой.

Если амортизаторы будут функционировать некорректно, колеса потеряют этот контакт, что напрямую повлияет на способность управлять автомобилем. Иными словами, машина запросто выходит из-под контроля водителя, стоит только колесу зависнуть в воздухе на какие-то доли секунды дольше. Чем это в итоге может обернуться, не нам вам рассказывать. Последствия могут оказаться самыми трагическими.

Чтобы избежать ненужного риска, за состоянием и эффективностью системы демпфирования надо постоянно следить, обращая внимание на малейшие симптомы вероятных дефектов и неисправностей. Каковы они? Сейчас расскажем.   

Признаки неисправности амортизатора

1. Увеличенный тормозной путь

Хотя этот симптом может быть вызван целых рядом иных неисправностей узлов и агрегатов транспортного средства, одной из самых распространенных причин увеличенного тормозного пути автомобиля (помимо проблем с тормозной системой) являются плохо работающие амортизаторы. Только не удивляйтесь, на самом деле все очень закономерно – изношенные амортизаторы теряют способность достаточно эффективно контролировать подпрыгивание колес и возвращать их на землю. А потеря сцепления приводит к ухудшению характеристики торможения и увеличению, зачастую до двух раз (в наиболее запущенных ситуациях), тормозного пути.  

неисправный аморт

Причем не забывайте, при торможении вес автомобиля смещается вперед, оказывая давление на передние колеса. Амортизаторы в этом случае помогают удерживать фронтальную часть транспортного средства, сокращая нагрузку на подвеску. Когда они выходят из строя, эта нагрузка в полной мере передается компонентам ходовой части, сокращая их ресурс, но главное – тормозам, чтобы реализовать свою функцию, приходиться выполнять гораздо большую работу, чем в нормальных условиях торможения. Соответственно, дефектные амортизаторы приводят не только к увеличению тормозного пути, но и к износу многих компонентов подвески, рулевого управления, а также тормозной системы – тормозных колодок и дисков. Это обязательно надо учитывать, когда возникает желание повременить с заменой амортизаторов: чем дольше откладывать, тем сильнее изнашиваются так или иначе связанные с ними компоненты.  

2. Неравномерный износ шин

Опять же, этот симптом, как и предыдущий, может быть вызван и другими проблемами с автомобилем, а не конкретно плохими амортизаторами. Поэтому, прежде чем делать окончательный вывод об их неисправности, удостоверьтесь, что колеса автомобиля отбалансированы надлежащим образом, а углы установки соответствуют регламентированным.

Впрочем, довольно часто на то, что причиной неравномерного износа является именно амортизатор, указывает его специфическая форма, когда протектор шины как бы продавливается на отдельных участках/зонах или стачивается неравномерно, приобретая очертания своеобразных зубчиков (если смотреть в профиль). Происходит это из-за частого неравномерного движения колеса вверх-вниз – попросту говоря, подпрыгивания, которое не позволяет обеспечивать правильный контакт шины с дорогой, локально истирая резину «пятнами».

Вообще, неравномерный износ шин никогда нельзя оставлять без внимания, поскольку его прямым следствием становятся аквапланирование, ухудшение управляемости автомобиля, уже озвученное выше увеличение тормозного пути, увод автомобиля в сторону при торможении и прочие неприятные вещи. Поэтому, столкнувшись с ним, обязательно всесторонне проверьте транспортное средство на предмет возможных причин возникновения. Простой заменой шин проблему не решить.

3. «Клевки носом» при торможении

Следствием протечек гидравлической жидкости через уплотнения амортизатора может стать потеря его упругости. В итоге поршень будет перемещаться в цилиндре, скажем так, слишком энергично, что не позволит гасить колебания должным образом. Из-за этого в процессе торможения фронтальная часть автомобиля начнет исполнять хорошо всем известные «клевки». Проблема кроется в передних амортизаторах.

4. «Приседания» кормы

Совершенно обратный эффект возникает во время разгона, резкого ускорения – «клюет носом» или, точнее, как бы «приседает» кормовая часть автомобиля. Эти несуразные перемещения однозначно указывают на неисправность задних амортизаторов, также, скорее всего, по причине потери герметичности уплотнений.   

5. Чрезмерная вибрация рулевого колеса

Если рулевое колесо автомобиля слегка вибрирует при движении по ухабистым дорогам, это не должно вызывать беспокойства (хотя надо обязательно следить за рулевым колесом и обращать особое внимание на любые вибрации). При выезде на ровную дорогу вибрации должны прекратиться. Если они не прекратились или имеют тенденцию к увеличению при наезде на неровности любого типа – это может быть признаком плохих амортизаторов. Так же как и усиление вибраций по мере увеличения скорости движения на трассе.

6. Утечка жидкости амортизатора

Это верный признак сломанного амортизатора, точнее, сломанных уплотнителей. Утечки легко определить по характерным маслянистым потекам на корпусе амортизатора или темному пятну на земле. 

Протекающие амортизаторы полностью бесполезны и нефункциональны. Они не будут контролировать колебания шасси и упругих элементов подвески. Поэтому движение с ними максимально опасно – замену необходимо провести немедленно.

7. Дребезжащий шум

Следствием еще одной неисправности амортизаторов могут стать дребезжащие, постукивающие звуки из района моторного отсека или, наоборот, сзади. Эти звуки могут возникать по причине разболтавшихся/износившихся или даже треснувших/лопнувших втулок, посредством которых амортизаторы крепятся в автомобиле. Повреждения совершенно не обязательно происходят по причине механического воздействия. Неблагоприятные погодные условия, высокая влажность, перепады температур, едкие противогололедные реагенты и т.д. естественным образом ускоряют старение и потерю резиной своих свойств.

Данные втулки также помогают гасить возникающие колебания, хотя, конечно же, делают это лишь в очень незначительной степени, главным образом предохраняя место крепления от неизбежно возникающих в процессе движения вибраций. Тем самым обеспечивается достаточная прочность фиксации амортизатора. В некоторых случаях существует возможность заменить поврежденные втулки отдельно. Но, прежде чем сделать это, надо убедиться, что сам амортизатор абсолютно исправен.

аморт2

Кроме того, похожие звуки могут возникать из-за того, что винтовые пружины ударяются о шасси вашего автомобиля. Чаще всего об этом свидетельствует стук, появляющийся при проезде искусственных неровностей, ям, кочек и т.д., когда пружина то нагружается, то разгружается в наиболее широком диапазоне.

8. Покачивания при боковом ветре

Кузов автомобиля покачивается, а само транспортное средство испытывает тенденцию к скольжению при боковом ветре? Если поездка происходит не через торнадо (чего мы категорически не советуем), это может означать, что амортизаторы исчерпали свой ресурс по причине износа или протечек. Замену необходимо выполнить как можно быстрее, поскольку осуществлять поездки, то и дело корректируя рулевым колесом курс автомобиля, постоянно его «удерживая» в моменты резких порывов бокового ветра, не только довольно утомительно, но и чрезвычайно опасно, поскольку вероятность не справиться с управлением даже у очень опытного водителя достаточно высока.

9. Раскачивание, подпрыгивание и грохот

Держись крепче! Неужели автомобиль попал в зону землетрясения? Совсем нет, просто у него износились амортизаторы. Одними из наиболее типичных признаков повреждения амортизаторов являются избыточное раскачивание и сильная тряска, нередко сопровождаемые противным дребезжащим шумом (наверняка неоднократно слышали) при проезде по небольшим неровностям дороги, а чаще всего железнодорожным/трамвайным путям, неаккуратным деформационным швам и т.д.

Грохочущая езда не только неудобна – она может оказать чрезмерное давление на другие компоненты подвески автомобиля и привести к их скорому выходу из строя. Подробнее мы уже писали об этом выше.

Тут надо обратить внимание на один очень важный нюанс. Сам водитель зачастую может не ощущать избыточности колебаний и тряски, поскольку по мере постепенного износа амортизаторов и изменения амплитуд он постепенно к ним привыкает и ему кажется, что все нормально, что все остается по-прежнему. Однако это не так, и ситуация уже вплотную подбирается к критической отметке.

Тестирование амортизаторов

Выявив определенные симптомы, которые могут свидетельствовать о сильном износе амортизаторов, следует провести уточняющие тесты, чтобы не ошибиться с диагнозом, поскольку, как вы сами убедились, определенные признаки характерны и для других поломок. Начнем с самых простых и доступных без специального оборудования и постепенно перейдем к более технологичным.

Визуальный осмотр

Припаркуйте автомобиль на ровной площадке. Отойдите на некоторое расстояние и посмотрите на фронтальную часть, находясь примерно на центральной продольной оси транспортного средства. Правый и левый борт должны располагаться на одинаковом расстоянии от земли. Если одна сторона опущена ниже, чем другая (кузов отклоняется вбок), существует проблема с амортизатором или пружиной.

В случае, когда известны характеристики подвески автомобиля, целесообразно измерить высоту, на которой находится автомобиль. Если она ниже регламентированных значений, это еще больше говорит о наличии проблем с компонентами системы демпфирования. 

Кроме того, осмотрите корпуса амортизаторов и стоек. Ищите признаки протечек. Если они есть, это однозначное свидетельство, указывающее на необходимость замены амортизатора, – как только уплотнения начинают протекать, амортизатор очень быстро теряет свою эффективность. Только обязательно убедитесь в том, что это подтеки именно гидравлической жидкости из корпуса амортизатора, поскольку влажные следы могут появиться по многим причинам. Например, из-за протечек находящихся выше в моторном отсеке емкостей или же из-за лужи, через которую автомобиль недавно проехал.

Проверьте втулки. Они могут еще не издавать стук, но уже визуально производить печальное впечатление. Как уже было отмечено выше, исчерпавшая свой ресурс резина теряет способность корректно исполнять возложенные на нее функции.  

Ну и, конечно же, осмотрите корпус амортизатора на предмет механических повреждений: вмятин, выпуклостей и т.д.

Тест на раскачку

В наше время с его жесткими многорычажными подвесками это не самый технологичный тест, но для автомобилей условно недалекого прошлого, да и с точки зрения субъективной оценки, вполне показательный. Встав у одного из колес, резким, сильным движением надавите на кузов автомобиля (капот, бампер, крышку багажного отделения и т.д.; только, естественно, так, чтобы не повредить их), толкая машину вниз всем своим весом. Затем быстро отстранитесь. Если автомобиль почти сразу перестает раскачиваться, амортизаторы целы. Если раскачка продолжается в течение некоторого периода времени, они нуждаются в замене.

аморт3

Тест-драйв

При наличии свободной площадки и достаточного опыта можно выполнить несколько разгонов и резких торможений. Слишком большую скорость набирать и далеко уезжать не надо. Тут главное – резкость: резкий разгон (проверяем задние амортизаторы на «приседание»), резкое торможение (произойдет «клевок» или нет). Проводя тест, обратите внимание на характеристики демпфирования конкретной модели. Например, для многих чересчур мягких кроссоверов (особенно рамных вседорожников) довольно характерно «клевание носом» даже при маневрировании на месте при попеременном включении то первой, то задней скорости. И это «клевание» не является дефектом – просто такова особенность настроек подвески.

Стендовое испытание

Проверка на специальном стенде дает самую точную информацию о состоянии амортизаторов. Только, к сожалению, далеко не на всех СТО есть соответствующее оборудование, поскольку оно достаточно громоздкое, требующее выполнения особых работ по установке и дорогостоящее. Но в идеале профессиональной автомастерской его, конечно же, стоит иметь.

Советы и рекомендации

В заключение повествования, как и обещали, некоторые советы и рекомендации о том, как продлить срок службы амортизаторов.

1. Поддерживайте правильное давление в шинах. Шины трудятся в непосредственной связи с подвеской, поэтому необходимо, чтобы они всегда были накачаны строго в соответствии с регламентированными значениями. Невыполнение этого требования не только приведет к преждевременному износу шин, но также окажет негативное влияние на все остальные компоненты подвески, включая амортизаторы и стойки. Кроме того, регулярно переставляйте шины, чтобы выровнять износ, своевременно регулируйте углы установки колес и проверяйте колеса на наличие дисбаланса.

2. Проверяйте и тестируйте амортизаторы не реже одного раза в год или каждые 15 тыс. км пробега. То же самое относится и к остальным частям подвески. Начните тестирование, когда автомобиль стоит на земле, а не когда он поддерживается подъемником или домкратом. Подойдет даже банальный тест на раскачку.

3. Помните, что амортизаторы и стойки всегда следует заменять или устанавливать парами. Поскольку амортизаторы и стойки на одной оси подвергаются примерно одинаковому износу и нагрузкам.

4. Всегда вносите свой вклад в защиту системы подвески автомобиля, осторожно управляя автомобилем. Избегайте случайного движения по выбоинам или неровным поверхностям. Если дорога печально известна своим плачевным состоянием – не рискуйте, постарайтесь ее избежать. Не подвергайте свой автомобиль ненужному стрессу, насколько это возможно. Это поможет продлить срок службы не только амортизаторов, но и автомобиля в целом.

5. Уменьшите воздействие субстанций, которые могут вызвать коррозию. В дополнение к неизбежному износу при выполнении своих типичных функций, амортизаторы и стойки также подвергаются воздействию воды, дорожной соли и других химических веществ, которые могут вызвать коррозию, что еще больше ускорит сроки их ремонта или замены.

6. Избегайте резкого вождения. Амортизаторы усердно работают, чтобы сгладить чрезмерные колебания, но в их власти далеко не все. На самом деле многие симптомы сломанного амортизатора являются просто результатом грубого вождения, а не реальным свидетельством износа. Впрочем, такое вождение обязательно довольно быстро приведет к критическому износу.

Амортизаторы выполняют важные функции в автомобиле. Это детали подвески, отвечающие, помимо прочего, за обеспечение плавной и комфортной езды. Однако амортизаторы могут выйти из строя. Когда это происходит, принятие быстрых мер помогает предотвратить очень серьезные проблемы с управляемостью и безопасностью.


Посмотрите похожие материалы: