Итак, автомобильный аккумулятор – это аккумуляторная батарея, которая используется для запуска автомобиля. Его основное предназначение – подавать электрический ток на пусковой двигатель с электрическим приводом (стартер), который, в свою очередь, запускает двигатель внутреннего сгорания, фактически приводящий в движение транспортное средство. После запуска ДВС питание электрических систем автомобиля по-прежнему осуществляется от аккумулятора, при этом генератор заряжает аккумулятор по мере увеличения или уменьшения нагрузки. Кроме того, АКБ выступает в роли основного источника электроэнергии бортовой сети, питающим вспомогательные системы, при неработающем двигателе.
Продлить жизнь АКБ
Неожиданно разряженный аккумулятор, нарушающий все планы владельца автомобиля – это всегда однозначная головная боль. Естественно, такие факторы, как неблагоприятные погодные условия, небрежная эксплуатация транспортного средства без должного внимания к состоянию его систем и узлов, напрямую влияют на срок службы автомобильного аккумулятора, который в среднем (если мы говорим о самых распространенных – свинцово-кислотных батареях с жидким электролитом), составляет от четырех до шести лет. Но если вы хотите продлить не вызывающую нареканий работоспособность АКБ на своей машине на как можно более длительное время – известны случаи, когда вполне стандартные батареи исправно функционировали и 9 и 10 лет – вот пять простых способов для этого.
- Регулярно проверяйте напряжение аккумулятора. Профилактическое тестирование аккумулятора потенциально может спасти вас от поломки или отказа аккумулятора в дороге. Его можно осуществлять на СТО во время очередного регламентного технического обслуживания, либо дома посредством удобного домашнего устройства. Ассортимент таких устройств на современном российском рынке огромен.
Самый простой способ проверить напряжение аккумулятора – использовать вольтметр. Лучше – цифровой. Для получения наиболее точных показаний выполняйте проверки напряжения как минимум через двенадцать часов после выключения автомобиля.
Сначала подключите положительный провод вольтметра к положительной клемме аккумулятора, затем – отрицательный. О полной зарядке обычно свидетельствует значение от 12,4 до 12,8 вольт. Если полученные вами показания напряжения выходят за пределы этого диапазона, скорее всего, батарея требует профессионального осмотра механиком.
- Не оставляйте машину без использования надолго. Если ваш автомобиль простаивает без движения в течение нескольких дней (или если он используется только для совершения коротких поездок), у аккумулятора не будет достаточно времени для подзарядки.
Автомобиль будет функционировать наилучшим образом при регулярном использовании, поэтому, если возможно, совершайте минимум 30-минутную поездку, хотя бы раз в неделю, чтобы прогреть двигатель и обеспечить циркуляцию жидкостей в автомобиле.
Если же машина все-таки остается обездвиженной в течение нескольких недель для АКБ это совсем нехорошо. В холодное время года или уже далеко не новую батарею на этот период лучше снять и забрать домой. Предварительно убедившись, что АКБ полностью заряжена.
- Регулярно очищайте аккумулятор. Грязь, пыль, влага на автомобильном аккумуляторе могут вызвать повреждения корпуса, протечки, а так же появление токов утечки и короткое замыкание, которые, в свою очередь, могут привести к разрядке аккумулятора. Любые загрязнения на поверхности необходимо систематически удалить губкой и сухой тканью. Делайте это не реже одного раза в месяц, чтобы избежать серьезных проблем.
К сожалению, коррозия клемм АКБ и контактных групп аккумуляторных проводов так же является обычным явлением. Она препятствует стабильному прохождению электрического тока через аккумулятор, поэтому очень важно удалить с них все загрязнения или налет, чтобы обеспечить долговечную и эффективную работу аккумулятора. При необходимости попросите мастера автосервисной станции очистить клеммы во время регламентного техобслуживания.
- Когда двигатель автомобиля не работает, не злоупотребляйте использованием электронных аксессуаров и вспомогательных систем. Лучше вообще взять за правило их не включать, поскольку риск забыть потом выключить чрезвычайно велик. А если оставить включенными фары и/или внутреннее освещение или включить зажигание для работы информационно-развлекательной системы не запуская двигатель, аккумулятор разряжается довольно быстро. Это связано с тем, что генератор в автомобиле отключается при выключении двигателя, поэтому потребляющие электроэнергию аксессуары и вспомогательные системы получают питание напрямую от автомобильного аккумулятора.
Чтобы этого избежать, заведите привычку проверять, все ли потребители (в первую очередь, фары и внутреннее освещение) выключены каждый раз, когда вы выходите из машины.
Кроме того, не забывайте запирать машину, когда выходите из нее. Это необходимо не только из соображений безопасности – многие электронные системы автомобиля (особенно самого современного) могут продолжать работать, если вы оставите его открытым, и это приводит к разряду батареи, даже если вы об этом не подозреваете.
- Регулярно обслуживайте свой автомобиль. Этот совет, скорее, дополнительное напоминание. Чтобы не допустить неожиданной поломки, лучше всего пройти профессиональную проверку автомобильного аккумулятора. Во время каждого ТО просите мастера проверить состояние АКБ и правильно ли он заряжается.
Неужели конец?
Но как бы бережно и аккуратно мы не относились к аккумуляторной батарее, неизбежно настает момент, когда она выходит из строя. Как правило, происходит это не внезапно и о приближающемся полном отказе свидетельствуют определенные симптомы.
Во-первых, это медленный, едва-едва подхватывающий проворот двигателя во время попытки завести автомобиль. Запуск длиться дольше обычного, сопровождаясь характерными щелкающими (наподобие трещотки) звуками. Если попытка прокрутить стартером вообще ни к чему не приводит – батарея «умерла» и возвратить ее к жизни никаким способом не удастся. Только замена. Ну, то есть какое-то время посредством пуско-зарядого устройства или прикуривания от автомобиля добросердечного соседа в ней еще можно будет пытаться поддерживать кое-какие жизненные силы, однако окончательно прекратить отзываться на эти действия она может абсолютно в любой момент. Поэтому, еще раз – не рискуйте, меняйте лучше сразу же.
Во-вторых, новогодняя иллюминация на приборной панели. Сигнальные лампы могут зажигаться и гаснуть, мерцать, может стойко гореть Check Engine или даже, например, указатель низкого уровня охлаждающей жидкости (при наличии такого). Но если уровень жидкости в норме, а с двигателем все в порядке подобная иллюминация говорит лишь об одном – проблеме с батареей, на которую необходимо обратить внимание немедленно.
В-третьих, вздувшийся, деформировавшийся или треснувший корпус АКБ. Тут, пожалуй, все ясно. Единственное, нужно понимать, что подобные вещи сами собой не происходят, и стоит сразу же приступить к поиску их причин, потому что если эти причины не устранить (например, регулярный критический перегрев батареи) с новой АКБ в скорости произойдет тоже самое.
В-четвертых… принюхайтесь! Специфический запах сероводорода или попросту тухлых яиц, исходящий от моторного отсека, свидетельствует о протечках АКБ. Протечки могут быть и не очень явными. Особенно если они происходят в районе клемм и являются следствием коррозии.
И не забывайте – три года, это, в принципе, пороговый возраст для батареи. Возраст после которого она однозначно начинает стареть и требовать к себе больше внимания и ухода. Служить она, как уже было сказано, может и дольше, но после трех лет для нее, хотим мы того или нет, начинается обратный отсчет.
Короткие поездки и токи утечки
Быстрой разрядке автомобильного аккумулятора, приводящей к его преждевременному выходу из строя, способствует множество разных причин. В идеале автомобильный аккумулятор имеет напряжение чуть выше 12 В и пополняет свой энергетический запас от генератора во время движения. Когда индикатор зарядки на приборной панели (как правило, красный значок со стилизованной АКБ) мигает, батарея перестает получать от него энергию и больше не заряжается.
Больше всего энергии от АКБ требуется при запуске двигателя. Последующая поездка позволяет восполнить ей понесенные потери. Однако, если поездки всегда коротки, батарея не имеет возможности полностью подзарядиться и, таким образом, разряжается сильнее. Зимой данный процесс критически усугубляется, поскольку низкие температуры приводят к потере емкости, в то время как более вязкое моторное масло требует больше энергии для прокрутки мотора.
Кроме того электричество все равно продолжает потребляться от аккумулятора бортовой сетью даже при коротких поездках. Например, информационно-развлекательной системой, навигационной системой, подогревом сидений и рулевого колеса, кондиционером и т. д. Это еще больше задерживает полную зарядку АКБ. В результате такой неполной зарядки в какой-то момент заряда становится недостаточно для запуска автомобиля.
Но что более страшно, если аккумулятор никогда не заряжается полностью в течение длительного периода времени, кристаллы сульфата серной кислоты из-за низкого напряжения откладываются на свинцовых пластинах аккумулятора. В результате емкость батареи постепенно уменьшается. Эта, так называемая, сульфатация необратима. То есть последующая полная зарядка АКБ не восстановит аккумулятор в прежних характеристиках. Увеличивающееся отложение кристаллов сульфата в конечном итоге приводит к полному выходу аккумулятора из строя. Тогда единственное решение – заменить его новым.
Еще одна характерная причина преждевременного выхода из строя АКБ – токи утечки. Это как раз к уже поднимавшемуся выше вопросу чистоты батареи, потому что наибольших значений эти токи получают при наличии загрязнений корпуса аккумулятора и особенно его верхней части. Дело в том, что грязь и влага – неразлучники, обладающие высокой токопроводимостью. Они позволяют току течь от одного полюса батареи к другому. Току, надо сказать, невысокому, но достаточному для разряда АКБ со временем. Во избежание токов утечки и, как следствие, преждевременной разрядки аккумулятора, надо всегда содержать верхнюю часть и контакты автомобильного аккумулятора чистыми и сухими.
Эх, электрика…
Тот факт, что автомобильный аккумулятор быстро разряжается, не всегда должен быть связан с самим аккумулятором. Частая причина слабого заряда АКБ – неисправный генератор, регулятор заряда и/или изношенный приводной ремень. Об износе ремня свидетельствует отчетливо слышимый характерный писк/скрип из моторного отсека, возникающий из-за его скольжения по шкиву/ам приводимых компонентов. В такой ситуации генератор перестает исправно функционировать и не может полноценно заряжать аккумулятор. В краткосрочной перспективе здесь может помочь специальный спрей. Однако замена ремня обычно неизбежна.
О неисправности самого генератора или регулятора заряда сигнализирует контрольная лампа заряда на приборной панели. Контрольная лампа заряда всегда загорается при запуске двигателя. Если она затем не гаснет, это однозначный признак поломки генератора или регулятора заряда. В этих случаях без профессиональной помощи не обойтись. Так же о неисправностях генератора свидетельствует остановка двигателя после запуска от внешнего источника («прикуривания»).
Другими причинами быстрой разрядки аккумулятора могут быть:
- Короткое замыкание в бортовой электронике.
- Неисправность в блоке управления двигателем.
- Ослабленный контакт меду клеммами аккумулятора и проводов из-за вибраций двигателя
- Ослабленный или поврежденный кабель аккумулятора.
- Другие проблемы с проводкой, такие как, например, плохое заземление.
- Не выключающиеся должным образом после остановки двигателя и выключения зажигания бортовые потребители. Чаще всего внутреннее освещение, модули Bluetooth, системы обновления ПО и проч. Некоторые компоненты требуют постоянной активности соединения для сохранения определенных настроек, что вызывает ненормальное потребление заряда батареи и приводит к ее выходу из строя.
Вопрос выбора
Все автомобильные аккумуляторы характеризуются тремя основными параметрами: напряжением, емкостью и пусковым током. Напряжение автомобильного аккумулятора одинаковое для всех легковых автомобилей: 12 вольт.
Следующий параметр – емкость. Емкость батареи является показателем времени, в течение которого батарея может обеспечить свои рабочие параметры в разряженном состоянии. Это означает, что чем больше емкость, тем дольше вы можете слушать музыку или оставлять осветительные приборы включенными, когда двигатель не работает.
Емкость автомобильных аккумуляторов принято измерять в ампер-часах. Например, присутствующая на корпусе маркировка 60 Ач указывает, что емкость этой батареи составляет 1 час под нагрузкой 60 ампер или 60 часов под нагрузкой 1 ампер.
Для разных моделей производители автомобилей рекомендуют разные емкости батарей. Например, для небольших хетчбэков и седанов 40-60 Ач, для более крупных двигателей кроссоверов и SUV – около 60-100 Ач. Зависимость емкости аккумулятора от объема двигателя обусловлена тем, что емкость имеет прямую связь с пусковым током.
Пусковой ток влияет только на запуск. Это способность батареи обеспечивать максимальную силу тока за короткое время. Соответственно для запуска двигателей большего объема требуется больший пусковой ток. Пусковой ток измеряется в амперах и так же указывается на корпусе АКБ.
Чтобы запустить малолитражный бензиновый двигатель при температуре 0 ° C, потребуется около 200-300 ампер. Если в этих же условиях запускается бензиновый автомобиль объемом 2,5 литра и более, требуется пусковой ток более 400 ампер. С понижением температуры потребность в пусковом токе увеличивается.
В сильные морозы для запуска понадобится почти в два раза больше пускового тока, чем при положительных температурах для того же автомобиля. Это следует учитывать при выборе батареи, особенно в регионах с холодным климатом.
Вы можете купить батарею для автомобиля с большим пусковым током, чем рекомендовано производителем, но не меньше. В принципе, во многих ситуациях это пойдет на пользу. Например, если автомобиль простаивает в течение длительного времени, особенно при отрицательной температуре, пускового тока все равно будет достаточно для запуска двигателя, потому что батарея была выбрана «с запасом». И в той же ситуации пускового тока может быть недостаточно, если эта характеристика выбрана «впритык».
Вы также можете приобрести аккумулятор большей емкости, чем рекомендует производитель. Большая емкость обеспечивает более длительное время работы потребителей в автономном, то есть при не запущенном двигателе, режиме. Главное не переусердствуйте и не жадничайте.
Помните, чем больше емкость, тем дольше такой батарее потребуется заряжаться после вынужденного бездействия. И, возвращаясь к сказанному выше, при преимущественном использовании автомобиля для коротких поездок, батареи с большей емкостью могут не успевать полностью зарядиться и, значит, скорее придут в негодность.
При нормальных условиях эксплуатации можно приобрести аккумулятор емкостью не более + 30% от рекомендуемой.
Кроме того, пространство, отведенное для батареи в моторном отсеке, не позволяет устанавливать батарею слишком большой емкости, потому что чем выше емкость, тем размеры АКБ больше.
Классификация
Помимо обычных свинцово-кислотных батарей, существуют гелевые батареи. Их основное отличие заключается в наполнении не жидким, а гелеобразным электролитом. По эксплуатационным характеристикам гелевые батареи превосходят свинцово-кислотные батареи во всех отношениях.
Гелевая батарея может дольше удерживать заряд, она также имеет более высокий пусковой ток при относительно небольшой емкости. Но ее основное преимущество – устойчивость к полной разрядке. Она не теряет своих свойств при полной разрядке, даже неоднократной. Да и срок службы гелевых батарей значительно дольше – минимум 5-7 лет.
Кальциевые батареи представляют собой аккумуляторы с прочными свинцовыми пластинами, легированными кальцием. Они, как правило, оснащены защитой от перегрузки, срок их службы увеличен, стойкость к коррозии выше. Отрицательные стороны этих батарей: чувствительность к глубокому разряду, не рекомендуются для поездок по городу на низких скоростях.
Серебристо-кальциевые аккумуляторы – довольно редкий тип, который преимущественно используется в некоторых современных моделях автомобилей с большим электронным оснащением. Для них характерны все положительные свойства простых кальциевых батарей, но они быстрее разряжаются если, например, забыть выключить габариты. К тому же у них уже диапазон рабочих температур.
Батареи EFB (Enhanced Flooded Battery) – улучшенная кальциевая (Ca-Ca) батарея классической заливной конструкции с жидким электролитом. Предназначена для современных автомобилей с режимом старт-стоп и большим количеством бортовой электроники. Технология EFB обеспечивает сильный пусковой ток при запуске двигателя и отлично справляется с большим количеством функциональной электроники в автомобиле.
Пластины в таких батареях изготовлены из очень толстого свинца. Каждая – в отдельном батарейном отсеке с жидким электролитом.
При глубоком разряде такая батарея может быть заряжена почти на 100% без потери ресурса. Для батарей EFB характерен высокий пусковой ток и широчайший диапазон рабочих температур: от -50 ° C до + 60 ° C. При этом жидкий электролит не имеет тенденции к испарению, от многочисленных циклов зарядки и разрядки батарея не страдает.
Батареи AGM (Absorbent Glass Mat) – батареи без жидкого электролита. Используются пропитанные электролитом вкладки (сепараторы) из стекловолокна, расположенные между свинцовыми пластинами. Основные преимущества батарей этого типа:
- высокая проводимость тока;
- долгое сохранение заряда;
- устойчивость к низким и высоким температурам;
- герметичность;
- высокие ударопрочные качества;
- как правило, с антикоррозионными зажимами.
Такие аккумуляторы рекомендуются для самых современных моделей автомобилей с наиболее продвинутой электроникой и системами старт-стоп. Они прекрасно выдерживают многочисленные циклы заряда-разрядки и не боятся глубоких разрядов. Устойчивы к вибрациям (даже очень сильным) и характеризуются высоким пусковым током.