В России стало на 100 автосалонов меньше. Очень многие подхватили эту новость, и начались активные обсуждения конечности жизни в принципе и таких понятий, как автосалон и дилер. Но давайте разберемся, насколько это действительно катастрофа.
Машины нам только снятся
На сегодняшний день, после всех громких и не очень уходов, на рынке существует 3100 дилеров. Что, конечно, вызывает панику и соответствующие мысли: все дилеры сейчас позакрываются, автомобиль в России станет скорее эфемерным понятием, новые машины нам будут доступны только в наших фантазиях или в лучшем случае в интернете в качестве картинки.
Цифры
Но если отбросить панику и подключить логику, а также обратиться к цифрам, то станет понятно, что картинка не такая уж и страшная. Просто факты: в 2017 году в России – 3513 дилеров (на начало года), в 2018 году – 3427 дилеров, что уже минус 73 организации. 2019 год – 3323 дилера, а это еще минус 104 штуки, 2020 год – 3370 дилеров, 2021 год – 3210 дилеров.
О чем нам это говорит? Такое сокращение дилеров, как произошло в этом году, для нашей страны не потрясающая новость и никак уж не невероятное событие. О чем еще следует сказать? Из этой сотни закрывшихся дилерских центров примерно 35% – это Uz-Daewoo. То есть масштаб катастрофы, согласитесь, тает на глазах.
Уход в онлайн
Более того, некоторые специалисты говорят, что не стоит унывать, ведь на месте старого всегда открывается что-то новое. А также не стоит забывать, что дилер – это магазин, просто у него товар – это автомобиль, и с учетом современного мира и тенденций у всех офлайн-магазинов есть проблемы. И если учесть, что автопроизводители двигаются в сторону того, чтобы продавать свои автомобили онлайн, то это вообще перестает пугать. В идеале это будет выглядеть так: клиент просто совершает несколько манипуляций на сайте, делает свой выбор, затем ему на эвакуаторе привозят автомобиль. И в принципе тенденция покупок онлайн растет с каждым днем. Ну и, если размышлять в этой парадигме, в перспективе всем офлайн-магазинам придет конец. Исключением, скорее всего, станут бутики премиум-класса. Куда можно будет прийти и насладиться роскошью услуг, материалов и самой продукцией.
Кто покинул Россию
Как мы уже сказали, немалое количество международных производителей решили заморозить свои поставки в Россию. Кто-то руководствовался политическими взглядами, кто-то опасался колебаний курса рубля и экономических санкций, а у кого-то возникли проблемы с логистикой. Так или иначе, эти бренды стали вне зоны доступа. И что же сейчас происходит на автомобильном рынке?
Одним из первых, кто отказался от российского рынка, стал Audi. Бренд приостановил отгрузку новых автомобилей российским дилерам еще 24 февраля. До автосалонов добрались только те машины, которые успели пройти таможню и находились на складах импортера. Впрочем, в дилерских центрах автомобили еще присутствуют. Еще один именитый бренд – BMW –
на фоне текущей геополитической ситуации решил приостановить поставки в Россию новых автомобилей и заморозить производство на заводе «Автотор» в Калининградской области. За ними последовали Ferrari, Ford, Renault, Chevrolet, Cadillac, Honda, Volkswagen, Volvo, Nissan Hyundai, Mercedes, Toyota, и, конечно, это не полный список представителей одних из самых популярных марок автомобилей, что пока приняли такое решение.
Но, опять же, никто не берется утверждать, что все принятые меры с начала этого года не могут быть изменены. Поэтому не стоит впадать в отчаяние и обливаться слезами по ушедшим брендам. Более того, на рынке все большую популярность набирают автомобили, привезенные из ОАЭ. Появляются сервисы, предлагающие любой из ушедших брендов доставить, так сказать, на дом. Более того, цены на такие автомобили на порядок ниже, чем те, что сейчас можно увидеть у оставшихся дилеров. Конечно, в таком способе приобретения автомобилей множество своих подводных камней, которые следует внимательно изучить, прежде чем решиться на такую покупку.
Искусственный дефицит?
Почему такие цены на местные автомобили? Дилеры за последние месяцы подняли цены до небес и спускать пока их не сильно собираются. Одно дело, когда товар дефицитный и его практически нет. Но если верить новостям, то многие площадки, где хранятся привезенные автомобили, переполнены и только ждут своего часа.
Например, на стоянках логистических терминалов Подмосковья были обнаружены несколько десятков тысяч новых автомобилей. Чем небеспочвенно заинтересовалась Федеральная антимонопольная служба (ФАС).
Более того, ФАС по Московской области может начать проверку «на предмет создания искусственного дефицита автомобилей в России». В Сети давно гуляют сведения о том, что, несмотря на разговоры о дефиците машин в России, такие площадки оказались забиты почти до отказа. В частности, нашлись большие партии Kia и Hyundai калининградской сборки, тысячи китайских Haval и Geely, много автомобилей Mercedes-Benz.
С чем же это может быть связано? Как говорят эксперты, вряд ли это злобные маркетологи сознательно не хотят продавать автомобили. Скорее всего, этому есть логичное объяснение. Как, например, нераспроданные дилерские склады. И как бы привозить еще автомобили просто нецелесообразно. Ведь покупки автомобилей в стране продолжают падать. Наиболее всего продажи пострадали в сегменте люкс. Здесь произошло снижение до 80%.