Дешевеющая нефть, витиеватые политические игры, санкции, коронавирус, ослабление рубля и падающие котировки российских компаний. С таким настораживающим коктейлем наша страна встретила весну. Чем грозит авторынку новая ситуация и возможен ли из нее элегантный выход, читайте в нашем тематическом обзоре.
Черный пазл
Международные аналитики окрестили коронавирус черным лебедем мировой экономики. И действительно, массовая заболеваемость и жесткие карантинные меры, принятые китайским правительством, резко снизили темпы промышленного производства в этой стране. Большинство транснациональных компаний, имеющих заводы в Поднебесной, понесли потери. Приостанавливалась работа крупнейших мировых автомобильных конвейеров, а последствия от распространения инфекции автопрому и миру в целом только предстоит пережить.
Отметим, что для экономики нашей страны азиатский черный лебедь стал лишь кусочком темного пазла. Спад промышленности у соседа потянул за собой снижение мирового спроса на металлы, нефть, газ, древесину и другое сырье, которым успешно торговала Россия.
Негативный эффект в начале марта дополнил провал переговоров в рамках ОПЕК об ограничении добычи. Как итог – начало ценовой войны между Москвой и Эр-Риядом, падение стоимости черного золота на 30% и обвал рубля почти на 10%.
Официальные информационные каналы бравируют тем, что это мудрая политика партии, которая позволит уронить индустрию добычи сланцевой нефти в США, а также, за счет демпинга, выдавить с экспортных рынков нашего главного конкурента – Саудовскую Аравию.
Подтопление экономики
На первый взгляд, складно. Вы держитесь несколько месяцев, а потом всей страной будем стричь купоны от нефтяных побед. Но общую картину портят дешевеющий рубль и серьезная зависимость экономики от сырьевого экспорта.
По официальным данным Росстата, которые в конце февраля анализировал Forbes, доля обрабатывающих производств в общем объеме промышленного производства России снизилась с 53,2% в 2010 году до 50,7% в 2018 году. Доля же добычи полезных ископаемых, напротив, увеличилась с 34,1% до 38,9% соответственно. Стоит ли говорить, что при дальнейшем падении цен на углеводороды рубль не будет крепнуть... Ослабший рубль напрямую ударит по автомобильной отрасли и aftermarket, дополнительно снизив покупательную способность населения.
Запас прочности и терпения
Настораживает и подготовка общественного мнения, бравада о том, что российская экономика сможет выдержать удар низкими ценами на нефть в течение 6–10 лет, напрягает, согласитесь, это не 2–4 месяца затягивания поясов, как нам обещали.
В связи с чем слова Хаснаина Малика, главы отдела стратегии на рынках акций в Tellimer, которые приводит Reuters, звучат пугающе: «Как и в любой другой войне, все сводится к тому, сколько боли сможет вынести каждая сторона». Российский народ, как мы помним из истории, в том числе последних лет, страдать способен подолгу.
В распоряжении России сегодня находятся резервы в размере 570 миллиардов долларов, 150 млрд из которых – Фонд национального благосостояния, именно его средства предполагается тратить на покрытие выпадающих доходов от продажи дешевеющей нефти. Ведущие аналитики сходятся в том, что экономика РФ способна держать удар при уровне цен на нефть в диапазоне 25–30 долларов за баррель. Международные резервы Саудовской Аравии составляют $500 миллиардов, а запас прочности сохраняется при цене нефти до 30 долларов за баррель. Стало быть, позиционная ценовая война может затянуться.
Притом все аналитики сходятся в одном: низкие цены на нефть негативно повлияют на курс рубля. Чем это обернется для автомобильной отрасли и конкретно для aftermarket?
Магия цифр
Тем же, чем и для всего рынка России в целом, – ускоренным снижением покупательной способности населения, сужением целого ряда сегментов, перераспределением долей рынка между его игроками, сокращением ассортиментной гаммы и представленности брендов.
Обратимся к цифрам. Официальная средняя зарплата в России, по сведениям Росстата, на 2019 год составляла 44 000 рублей, в 2013 году она вплотную приближалась к отметке в 30 000 рублей.
Таким образом, в 2013 году средняя зарплата в РФ составляла примерно 1000 долларов по актуальному на тот момент курсу, а сегодня это только 600 долларов. Кстати, в 26 регионах доходы населения сегодня еще ниже – около 25 000 рублей, или менее 350 долларов. Эти цифры хорошо объясняют спад на авторынке.
Идем дальше. Исходя из доклада Государственной службы статистики «Социально-экономическое положение России» за 2018 год, распределение населения России по величине среднемесячных денежных доходов выглядело следующим образом: доход до 10 000 рублей получали 12% населения, от 10 000 до 27 000 рублей – 43% населения, 27 000–45 000 рублей – 24%, свыше 45 000 рублей – 21%.
Возможно, за год с небольшим ситуация кардинально поменялась к лучшему, но если учесть, что, даже по официальной информации Минфина, рост доходов россиян в 2019 году недотянул и до процента, – вряд ли.
Грядущее подорожание запчастей
Получается, что, по официальным данным, почти 80% населения на сегодняшний день располагают ежемесячными доходами от 130 до 620 долларов. Для этой многочисленной категории рост курса доллара станет наиболее болезненным, что отразится и на автокомпонентной отрасли.
В ближайшие пару месяцев рынку еще предстоит отыграть падение рубля, на импортную продукцию ценники перепишут в сторону повышения в диапазоне 6–12%. А с учетом коронавируса подорожание может стать еще более солидным – плюс 6%, об этом мы писали в прошлом выпуске нашего журнала.
Давайте задумаемся, где производится подавляющее большинство запасных частей для российского рынка, а также о том, где производятся комплектующие и сырье для локализованной автокомпонентной продукции. За рубежом, верно? И контракты на их поставку в основном валютные.
По подсчетам независимого эксперта «Система СИТЭМ» Сергея Бургазлиева, которые мы приводили в №3 журнала «Автокомпоненты», только один КАМАЗ и только в Китае закупает более 100 важнейших номенклатурных позиций, в число которых входят турбины, карданные валы и крестовины, шатуны, распределительные валы, стартеры, генераторы, гидроусилители руля, компоненты электрооборудования, хомуты и патрубки. Зависимость предприятия от иностранных комплектующих составляет от 35 до 40%. На УАЗе это примерно 45 позиций, или 30–32% от объема общего машинокомплекта. Большинство российских автобусов комплектуются продукцией концерна ZF. Есть серьезная зависимость от импорта и у «АвтоВАЗа», и у «Группы ГАЗ». Такая же ситуация сложилась с поставками на большинство отечественных автосборочных предприятий, производящих автомобили иностранных брендов.
Поэтому зависимость отечественного aftermarket от компонентов иностранного производства крайне велика. Даже в московском метро подшипники и редукторы – импортного производства.
Доллар за 100 рублей
Получается, что курс доллара завис над aftermarket, как дамоклов меч. Специалисты Forbes опросили ведущих финансистов, которые предрекли рост курса американской валюты до 80–90 рублей при падении нефтяных цен до $30 за баррель. Кроме того, эксперты допускают доллар дороже 100 рублей в случае дальнейшего снижения цен на углеводороды. Напомним, что на момент написания данной статьи нефть уже стоила порядка $35. При том что наша экономика, как мы помним, способна выдерживать цены и в 25–30 долларов.
Если сопоставить цифры и прогнозы, то при цене на нефть в $25 мы вполне можем получить курс доллара в 90–100 рублей. Тогда средняя зарплата, которая, по сведениям Росстата, в 2013 году была на уровне 1000 долларов, а сегодня составляет примерно 600, упадет до 440 баксов. А 80% населения будут оперировать доходами в диапазоне от 100 до 450 долларов в месяц.
Покупательная неспособность
И все бы ничего, если бы импортозамещение и самоизоляция российской экономики за прошедшие шесть лет удались.
Рост тарифов и налоговой нагрузки последних лет сопровождался сокращением реальных доходов населения, а также парадом самоликвидаций субъектов малого бизнеса. Рост закредитованности населения, вкупе со снижением доступности дешевых денег для бизнеса и промышленности, не давал ускоренно расти экономике. Нынешнее замедление темпов роста мировой экономики, усиление сырьевого фактора в отечественной, обрушение мировых цен на нефть и ослабление рубля ведут нашу страну прямиком в объятия кризиса внутреннего потребления.
Вслед за долларом подорожает весь импорт: автомобили, электроника, одежда, продукты питания, автокомпоненты, текстиль и прочее. Первыми пострадают компании, закупающие что-то на внешнем рынке за валюту и продающие товары на внутреннем рынке за рубли. При этом реальные зарплаты в отраслях, связанных с использованием импортного сырья, материалов и готовых товаров, будут усыхать.
Но не только импортные товары станут дороже. Как мы писали выше, в структуре машинокомплекта любого отечественного производителя немалую часть составляют иностранные компоненты. «АвтоВАЗ» уже объявил о грядущих корректировках цен. По мнению главы ассоциации «Российские автомобильные дилеры» (РОАД) Олега Мосеева, вскоре о повышении цен объявят и другие игроки, а рост цен на новые автомобили составит 7–8%, даже в случае отката курса к 70 рублям за доллар, приводит его слова Autonews.ru.
По мнению аналитиков FMCG, малая бытовая техника и электроника также подорожают в среднем на 10–15%, если курс доллара в ближайшие месяцы не вернется к привычным значениям. Ведь несмотря на то, что около 80% бытовой техники международных брендов производится в России, собирается она из иностранных комплектующих.
Ожидается рост цен и на продукты питания. Напомним, что с 2013 по 2018 год прибавляли в цене продукты питания, традиционно производившиеся в России. Так, сливочное масло подорожало на 79%, мороженая рыба – на 68%, капуста белокочанная – на 62%. На 25–35% подорожали макароны, мука, подсолнечное масло. Не стоит забывать и о зависимости промышленности и сельского хозяйства от иностранного оборудования, во втором случае даже от семенного и племенного фондов.
В сложившейся ситуации производителям автокомпонентов придется не столько конкурировать друг с другом, сколько бороться за деньги россиян, которые практически полностью начнут уходить на покрытие естественных и самых необходимых потребностей.
Новая структура рынка и потребления
Часть экономистов надеется на стабильную покупательную способность тех россиян, кто прямо или косвенно работает в государственном секторе. Их, по разным оценкам, насчитывается 33 миллиона человек, включая чиновников. Потенциал серьезный, ведь это почти половина всего работающего населения страны. Их номинальные зарплаты, скорее всего, поддержит бюджет, но в долларовом выражении они все равно упадут.
Грядущие перемены сделают рынок другим, заставив рядовых клиентов потреблять рационально. Скорее всего, в прошлое уйдут спонтанные покупки или ремонт автомобиля в кредит под безумные проценты, так же как и ежегодная смена гаджетов. Потребительская мода сместится от статусной к рациональной экономии, приобретению только нужных товаров и услуг. Кроме фактора цены, станут важными повышенные потребительские свойства товара, его долговечность, расширенные гарантийные обязательства со стороны производителя.
Личный транспорт потеряет привлекательность
Применительно к автомобильной отрасли, скорее всего, продолжит снижаться активность использования личного транспорта и удлинятся сроки владения автомобилем. Отметим, что обе тенденции наметились еще в 2019 году.
Так, по информации аналитического агентства «Автостат», в России насчитывается 44,5 млн легковых транспортных средств, их средний возраст составляет 13,7 года. В последние годы срок владения новым авто вырос до 5 лет, и, по прогнозам аналитиков, это не предел.
Примечательно, что, по результатам опросов сервисных экспертов, сотрудничающих с нашим изданием, а также технических специалистов брендов, средний пробег автомобиля в РФ начал падать еще в прошлом году. Сегодня в среднем он составляет 12–13 тысяч километров в год, а еще пару лет назад превышал 15 тысяч километров. По данным аналитического агентства «Автостат» и портала Drom.ru, среди свежих автомобилей, в возрасте до 5 лет, среднегодовые пробеги выше – от 16 000 до 17 000 километров, но и их владельцы по уровню доходов опережают среднестатистических россиян.
Кроме общей экономической обстановки, сокращению использования личного автотранспорта будут способствовать и меры государственного давления, такие как распространение платных парковок, повышение штрафов, рост количества эвакуаторов, повышение цен на топливо и содержание авто. Развитие инфраструктуры и общественного транспорта тоже нанесет урон автоиндустрии. Уже сегодня каршеринг, недорогое такси и приложения для совместных поездок отъедают клиентов у автопроизводителей.
Если говорить про общественный транспорт, то, например, в Москве, в тех локациях, где прошли Центральные диаметры, Центр организации дорожного движения зафиксировал серьезное снижение автомобильного трафика. Благо для отрасли ситуация развития инфраструктуры в регионах нехарактерна.
Чем привлекать клиентов
Производителям и дистрибьюторам автокомпонентов придется задумываться о создании совместных с сетями НСТО федеральных бонусных и гарантийных программ, чтобы поддержать продажи и сэкономить на логистике. В этом плане очень полезными могут оказаться отраслевые объединения сервисменов и их независимые ассоциации.
Отток покупателей из сегмента оригинальных запчастей в пользу премиум-брендов, скорее всего, сохранится, а миграция клиентов в средний и экономный сегменты – ускорится. Интересно, что вместе с сокращением пробегов и увеличением сроков владения автомобилем покупка запчастей и обслуживание авто станут более осмысленными. Поддержание хорошего технического состояния машины будет восприниматься как инвестиции, что сыграет на руку производителям премиум-брендов и оптимальных по качеству марок среднего ценового сегмента. Повторимся, качество и гарантия станут определять выбор продукта не меньше, чем его цена.
Развитие цифровых каналов продаж
Под удар в первую очередь попадет локальная и физическая торговля, так как онлайн-магазины дольше других смогут удерживать цены.
Появится шанс взлететь у интернет-сервисов по подбору выгодных торговых предложений, кстати, уже сегодня они демонстрируют рост. Электронные классифайды также усилят свои позиции за счет роста б/у-сегмента во всех рыночных нишах. Нового витка развития ждут авторазборки и сегмент продажи б/у запчастей в целом. Но выиграют те компании, кто сможет создать удобный сервис заказа компонентов, с предоставлением актуальной и прозрачной информации по позициям, а также с удобной системой оплаты и оперативной логистикой.
Торговля автокомпонентами, скорее всего, так или иначе уйдет в онлайн, уже сегодня ряд дистрибьюторов запустил электронные площадки по подбору запчастей и доставке. В защищенном положении останутся СТО с собственными отделами продажи запчастей.
Новые и привычные ниши
Восстановление и ремонт автокомпонентов смогут стать полноценной индустрией. Уже сегодня дальновидные игроки обращают свой взор в сторону восстановительного ремонта. Недавно компания Brembo представила в России семейство оригинальных ремкомплектов для своих суппортов, которые пошли на ура. Американцы из Arnott, специализирующиеся на заводском восстановлении элементов пневмоподвески, запланировали масштабную работу в нашей стране. Компания ZF много лет назад выстроила успешный бизнес по промышленному восстановлению редукторов и коробок передач коммерческой и спецтехники.м