Агентство Aftermarket-DATA© решило выяснить, чем сейчас живет рынок запчастей, испытывают ли автомагазины и НСТО проблемы с поставками, какие точки роста появились в новой реальности и чего b2c сегмент ожидает от производителей и дистрибьюторов.
Мы предложили 7000 подписчикам рассылки платформы Win-Sto.ru ответить на вопросы анкеты. А с теми респондентами, кто дал согласие дать развернутые ответы, мы провели личные глубинные интервью. На наши вопросы ответили руководители независимых автосервисов, дилерских центров, сотрудники магазинов запчастей, представители региональных оптовиков и таксопарков.
В рамках исследования мы ставили перед собой задачу понять, как эмоционально-субъективная оценка респондентов ситуации на рынке отличается от данных цифрового мониторинга Aftermarket-DATA©. Сравнение и интерпретация результатов – в заключительной части отчета.
Дмитрий Болховский Эксперт и основатель платформы для автосервисов Win-Sto.ru, аналитическое агентство Aftermarket-DATA© |
Методология
Aftermarket-DATA является частью экосистемы маркетплейса запчастей ВИН-КОД.РФ и CRM для автосервисов Win-Sto.ru. В общей сложности на площадке работают более 1500 магазинов запчастей и НСТО. Годовая аудитория портала составляет ~ 4 миллиона уникальных пользователей, из них 9000 посещают платформу ежедневно. Отметим, что посетители портала – это представители профессионального сообщества, которые напрямую влияют на выбор той или иной запчасти или бренда конечным потребителем.
Результаты исследования
Где автовладельцы чаще стали покупать запчасти?
Варианты ответов:
- В автосервисе. Автовладельцы все чаще заказывают запчасти прямо в автосервисе. Доля запчастей в заказ-наряде за последний год выросла.
Доля ответов составила 37%.
- По-разному. Ситуация не изменилась. Кто-то покупает запчасти в магазине, кто-то в автосервисе, у каждого свои предпочтения.
Доля ответов составила 25%.
- В магазине. Автовладельцы все чаще покупают запчасти в магазине и едут на СТО со своими запчастями.
Доля ответов составила 38%.
Ситуация с поставками
Варианты ответов:
- Дефицит – наличие у дистрибьюторов резко сократилось.
Доля ответов составила 28%.
- Рынок меняется – появляются новые бренды, но дефицита нет.
Доля ответов составила 69%.
- Вы о чем, какой рынок? Автобизнес находится на грани выживания.
Доля ответов составила 3%.
Премиальные или бюджетные бренды?
Варианты ответов:
- Бюджетные. Переключились на бюджетный сегмент. Главное – низкая цена, бренды сейчас никого не интересуют.
Доля ответов составила 20%.
- И то и другое. Зависит от потребностей клиента. Сами ничего не навязываем. Продаем то, что просит автовладелец.
Доля ответов составила 60%.
- Премиальные. В основном работаем с премиалами. Главное – качество запчастей, цена вторична.
Доля ответов составила 20%.
Как оцениваете перспективы рынка?
Варианты ответов:
- Бизнес – это работа в условиях изменений. Всегда! Любишь свое дело, ценишь клиентов, строишь крепкий коллектив – трудности тебе не страшны.
Доля ответов составила 71%.
- Что можно прогнозировать в текущих условиях? Пока работаем – и то хорошо. Главное – денег на зарплату наскрести и оплатить аренду. По поводу прогнозов – не ко мне, а к Гидрометцентру.
Доля ответов составила 27%.
- Автопарк стареет, производители ушли. Дальше – только хуже.
Доля ответов составила 2%.
Онлайн + маркетплейсы
Варианты ответов:
- Работаем с клиентом лично, на месте. Масло по интернету не поменяешь, и подвеску по телефону не продиагностируешь. Онлайн от запчастей и СТО далеко и нас не касается.
Доля ответов составила 45%.
- Онлайн – супер! Уже продаем на маркетплейсах и тянем оттуда трафик. Новый перспективный канал для автобизнеса.
Доля ответов составила 39%.
- Онлайн – это угроза и рост конкуренции. Раньше рынок портили сетевые франшизы и федеральные интернет-магазины. А теперь еще ломятся Ozon, Avito, Wildberries. Куда податься простому предпринимателю?
Доля ответов составила 16%.
Импортoзамещение. Как вы оцениваете перспективы выхода в сегмент «иномарка» отечественных производителей запчастей?
Варианты ответов:
- В России много площадок для производства автокомпонентов. Государство обозначило стратегию. Появление сильных отечественных брендов запчастей – это только вопрос времени.
Доля ответов составила 58%.
- Как все делали в Китае, так и будут делать.
Доля ответов составила 33%.
- Мы никогда не сравняемся по технологии с западными брендами. Даже и пробовать не стоит.
Доля ответов составила 9%.
Автобизнес и власть. Вы ожидаете реальной поддержки от государства?
Варианты ответов:
- Если ты предприниматель, никакая поддержка тебе не нужна. Не умеешь достигать успеха сам – уходи с рынка.
Доля ответов составила 57%.
- Нет. По телевизору говорят много, но слова остаются словами.
Доля ответов составила 33%.
- Да, и мы уже ее получаем.
Доля ответов составила 10%.
РЕЗЮМЕ
По сравнению с предыдущим годом потребительские предпочтения явно сместились в сторону самостоятельной покупки автозапчастей. Помимо фактора экономии, на наш взгляд, эта тенденция обусловлена активным освоением сегмента «авто» со стороны универсальных интернет-платформ (Ozon, Wildberries etc.).
Тем не менее все больше представителей розницы перестают воспринимать онлайн как угрозу и начинают использовать маркетплейсы как новый канал продаж и привлечения клиентов.
Несмотря на апокалиптические ожидания пессимистов, ситуация на рынке в целом развивается по умеренно позитивному сценарию. Есть дефицит в сегменте оригинала. Большая часть респондентов отметила, что дефицита запчастей IAM нет. Однако рынку нужно время, чтобы наладить альтернативные каналы поставок по традиционным брендам и привыкнуть к новой номенклатуре дебютантов.
На вопрос «Почему так медленно идет импортозамещение?» один из респондентов ответил так: «Сложно выговорить. Лучше так: замещение импорта, и понеслось!».
В рамках глубинных интервью мы просили коллег поделиться позитивом. Мы спрашивали: «Какое самое важное событие для вашего бизнеса произошло/произойдет в этом году? Возможно, это мероприятие по теме «авто», на рынок вышел новый перспективный поставщик, вы принципиально поменяли стратегию, и она работает! Поделитесь своим опытом».
Самый знаковый ответ дал владелец сервисно-розничной сети из Башкортостана: «Что хорошего произошло? А вот что. Получили хороший пинок, стали шевелиться быстрее, искать новые возможности для бизнеса».
Так что устраняем потери, работаем быстрее, движемся только вперед!